Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Как обычно по вторникам о прошедшей неделе.

По-быстрому, без подробностей, себе на память.

Хотя день рождения уже давно стоит перестать считать праздником, скорее, днем грустных воспоминаний, но я по-прежнему считаю, что лучший способ его отметить - это куда-нибудь отправиться. И пусть в этом году это был не Париж, как в прошлом и даже не Новороссийск, как в позапрошлом, но все же маленькое путешествие случилось.
В небольшой подмосковный Зарайск, что недалеко от границы с Рязанской областью.
Я давно туда хотела, только вот доезд общественным транспортом в те края долгий и неудобный, но ведь теперь у нас в семействе есть человек с правами! Мы поехали вчетвером, с мужем и мальчишками, на делимобиле, и для Игоря это пока самая длинная поездка - он провел за рулем в общей сложности больше пяти часов. А у меня снова была возможность порадоваться, как уверенно и аккуратно он водит.

Считается, что упомянут впервые Зарайск был в 12 веке как Осетр (так же называется и река, на которой он стоит). Но то, ради чего стоит сюда приехать, возникло позже, уже в 16 веке при великом князе Василии Третьем - кремль! Пусть маленький, меньше всех в России, но совершенно целый, отлично сохранившийся, хранящий отметины от пушечных ядер и по архитектуре своей ничем не отличающийся от старших своих братьев - больших городских крепостей. Кстати, в Подмосковье это вообще единственный город с полностью сохранившимся кремлем.

Пройдя крепостные ворота, мы сразу же отправились в местный музей, там нас притормозили, сообщив, что вход нынче ограниченный, и предложили вернуться к двум часам на обзорную экскурсию по стенам и башням.
А пока мы отправились гулять по городку, который оказался очень ухоженным, чистым и симпатичным, с пешеходной зоной, в районе которой мы отыскали филиал театрального музея.

Он совсем небольшой, но с очень увлеченным пожилым экскурсоводом, таким многословным, что мы успели послушать лишь небольшую часть истории местных уроженцев Бахрушиных, проживших в Зарайске более двух столетий, чья коллекция переросла в собрание большого московского музея.
За это время я успела сунуть нос в разные уголки, почти во всех встречались изделия местной рукодельницы - куклы, костюмы, театральные аксессуары. Своеобразные.

К началу экскурсии в кремле мы успели.

Молодой человек, который оказался штатным археологом и по совместительству гидом, рассказывал увлекательно, внятно и по существу - и об этимологии названия города (печальная легенда о Евпраксии Рязанской, памятник ее трагически погибшему семейству - здесь же, в крепости), и о приключениях местной культовой иконы с Николой Зарайским, и о строительстве стен и башен, и об обороне города от поляков в Смутное время.

В Никольском соборе мы нашли список 15 века с древней иконы.

Второй храм кремля, кафедральный - Предтеченский. Он многократно перестраивался, нынешняя версия - начала 20 века. В 1928-м разрушили колокольню при храме.

Интерьер - впечатляющий.

При том, что крепость выглядит надежной и мощной, весь гарнизон ее на конец 17 века составлял всего 147 человек, поэтому при обороне города в защите кремля участвовало все население.

Городок невелик, низкая застройка не мешает любоваться окрестными пейзажами прямо из центра города.

Завершили празднование мы на площади у Торговых рядов, где был удачно обнаружен ресторан "Старый город" с вкусной едой и нормальными порциями.
Торговые ряды и Троицкая церковь

На обратном пути я фотографировала облака из окна машины и размышляла о том, что еще совсем недавно даже не могла себе вообразить такого вот автомобильного путешествия всей семьей с сыном за рулем.

* * *

Через день, в пятницу, съездили с Вадькой еще в один маленький симпатичный подмосковный городок - Павловский Посад. Выбрались совершенно спонтанно, через Балашиху проходит идущий туда автобус.

Город, конечно, больше всего славится своими платками и шалями, тут есть даже музей, им посвященный. Промысел древний, уже несколько столетий, сперва вручную делали набивной рисунок, потом появилось фабричное производство. Обо всем этом можно узнать в экспозиции.

Платки у них и правда хороши - я свой купила в 90-е, сносу ему нет, краски не тускнеют. В музее нашла такой же.

А еще каждое лето здесь проводят выставки разных рукодельных вещей, сшитых из кусочков павлово-посадских платков. В этом году из-за карантина выставка совсем небольшая.

В центре города - историко-художественный музей, там мы были единственными посетителями, для нас включали свет и открывали двери залов.

Нежно люблю такие места с реконструкциями старого быта (что-то вроде автопортрета в интерьере купеческого дома 19 века)
Есть тут и своя школа резьбы по дереву. Но богородская - симпатичнее.

Очень много макетов, порой очень искусно сделанных - домиков, храмов и колоколен, тоже местный музейный умелец делает.

Когда-то был в Павловском Посаде и музей пожарного дела - в местной каланче. Теперь ее закрыли, а все экспонаты - тоже здесь.
И вообще, музей очень славный для маленького провинциального города.

Городом Павловский Посад стал, как и наша Балашиха, в девятнадцатом веке благодаря фабрике, вот только он счастливо удален от Москвы и не превратился, как мой родной город, в скопище "человейников".
Поэтому тут есть красивые домики, а в Балашихе больше нет.

На другом конце города - Покровско-Васильевский монастырь, 19 века, с очень ухоженной территорией, впечатляющей колокольней в неорусском стиле, хорошо сохранившимися росписями в соборе.

Это была самая дальняя из прогулок по городу, хотя до Клязьмы мы не дошли.
Зато обратно в центр mapsme вел нас живописными тропинками, вдоль маленькой речки Вохонки, и незаметно, гуляя, мы добрались до музея, который стал последним пунктом программы.

Он совсем новый и посвящен местному уроженцу - актеру Вячеславу Тихонову. Первый этаж - страницы жизни актера, детство в Павловском Посаде, воссозданы даже интерьеры его старого дома. На втором - фильмография, каждая витрина - эпизод фильма, можно включать видеофрагменты, где актер рассказывает о своих ролях, где его вспоминают друзья, есть здесь и костюмы, и личные вещи.
Музей теплый, уютный, сделанный явно с большой любовью к земляку.
Скамейки в центре города. В инстаграм я выкладывала кошачью, а тут пусть собачья будет.

И "павлово-посадское" фото Вадика - для коллекции.

* * *

Кроме этих двух поездок, в общем-то, больше ничего особенного.
В лесу по-прежнему много ягод: в прошлый вторник я застолбила личный малинник на вырубке, куда никто не ходит, сегодня вдруг обнаружила в нем старушек с ведрами, но быстро нашла другой, среди бурелома и крапивы, зато ломящийся от ягод.
Ну еще пришлось в один из дней лечь под электрокоагулятор, так, мелочи жизни. Зато теперь я знаю, что это такое.

А в воскресенье мы устроили общесемейное продолжение дня рождения с шашлыком,
с которым сын мой старший тоже уже вполне себе справляется,
а потом еще и с большим тортом, и с дикситом!

В общем, неплохая неделя отпускного лета получилась, а следующая, если повезет, тоже может быть не хуже, потому что сегодня мы с Вадькой затеяли еще одно путешествие: если все сложится, расскажу в следующий вторник.
Что у вас нового?
Tags: Подмосковье, Путешествия по России, повседневное

• Понедельничное.

Так получилось, что на этой неделе было много прекрасного. И природного, и рукотворного. Захотелось поделиться. Красота нынче всюду: глаза любуются…

• Еще неделя прошла.

Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

• Жизнь и приключения преподобного Сергия ...

.. и других персонажей эпохи монгольского завоевания Руси. Рисунок Риты Селитренниковой, 9 лет В последние три недели мы изучаем не самую…

• Понедельничное.

• Еще неделя прошла.

• Жизнь и приключения преподобного Сергия ...