Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Category:

Живописные эксперименты конца учебного года.

Что-то я забросила студийные репортажи, а между тем мы нынче развлекаемся всяко с авангардными стилями, и, я уверена, как сейчас, в ближайшие шесть лет мы точно рисовать больше не будем.
5699.jpg



При знакомстве с европейским художественным авангардом 20 века самое неблагодарное занятие - это заниматься копированием картин (что я с изумлением наблюдала у параллельной студии). По той простой причине, что все эти многочисленные "измы" в искусстве прошлого столетия - не просто отражение настроения или состояния автора, но сотворение каждым из них "параллельного" мира, в который он с большим удовольствием уходил из своей неблагодарной эпохи с мировыми войнами, политическими переворотами и прочими катаклизмами, жить среди которых художнику было явно некомфортно. Вот и творили они свои визуальные вселенные: кубисты из дробных, рассыпающихся и заново связывающихся между собой частиц, футуристы из ритмично повторяющихся деталей, фовисты - из ярких красок сумасшедших цветов, экспрессионисты - из боли, надрыва и гротеска... Мир же абстрактной живописи полностью освобождается от предметности, оставляя лишь звуки и эмоции. И все это настолько личное, индивидуальное - ну как можно просто брать и копировать чей-то чужой внутренний мир?

* * *

Обо всем этом мы говорим с детьми, пытаясь понять, почему в двадцатом веке художники отказываются от достоверного и фотографически точного отражения реальности в своих картинах.
И после кубистических фантазий Пикассо обращаемся к Матиссу и прочим "фовистам", которые трансформировали реальный мир на своих живописных полотнах через цвет. Именно невероятные краски - как писал один из критиков того времени, "дикие", по-французски - "fauve", дали название группе художников во главе с Анри Матиссом.
Яркие, звучащие, небанальные цветовые решения превращают обыденные пейзажи лесов, садов и городов на картинах Мориса Вламинка, Альбера Марке, Андре Дерена и других колористов в волшебный, фантастический, сияющий многообразием оттенков мир. Вроде бы образы остаются понятными и узнаваемыми, но благодаря колориту, выглядят совершенно необычно. Обсуждаем мы и другие приемы этих мастеров: уплощение формы, сближение планов, цветные обводки в сочетании со светотеневой моделировкой.

А затем делаем свой вариант "фовистического" - начинаем с привычных построений и компоновок, и в карандаше ничего особенного из себя рисунок не представляет: банальный пейзаж - улица города или деревенские домишки, горные цепи, морские берега, реки и водопады.
Но вот когда открываются коробки с гуашью, начинается волшебное преображение обычного рисунка. Краски - самые яркие, темных тонов - минимум, цвета - совсем не те, что в действительности, небо становится зеленым, стволы деревьев розовыми, листва синей... Можно все!

В предыдущей - "кубистической" - работе мы ломали форму и выходили за ее рамки, здесь мы разрушаем привычные стандарты цвета (солнце - желтое, елка - зеленая и т.д.) Позже, когда придется вернуться к привычной реалистической живописи, это поможет моим студийцам обращаться с красками свободнее и раскованнее, потому что уже не будет боязни, к примеру, розового рефлекса на зеленом яблоке.

Вот небольшая подборка наших "фовистических" пейзажей.
Екименко Саша, 7 лет
5669.jpg

Побоженская Лиза, 7 лет
5674.jpg

Шойхет Ева, 7 лет
5678.jpg

Черноусов Максим, 7 лет
5677.jpg

Бухонова Настя, 8 лет
5664.jpg

Любина Саша, 9 лет
5672.jpg

Николаев Миша, 9 лет
5673.jpg

Егай Дэни, 9 лет
5668.jpg

Газарова Ева, 9 лет
5666.jpg

Гришина София, 9 лет
5667.jpg

Быкова Василиса, 10 лет
5665.jpg

Лаврова Лиза, 10 лет
5671.jpg

Чернопятова Алина, 10 лет
5676.jpg

Казак Даша, 11 лет
5670.jpg

Бухарова Настя, 11 лет
5663.jpg

Апаракина Алиса, 11 лет
5662.jpg

* * *

Героями нашей следующей темы стали сюрреалисты. Это тоже совершенно отличный от реального мир - грез, фантазий, сновидений, которые кажутся абсолютно реальными... пока не проснешься. Поэтому каждую деталь своей картины сюрреалисты делают максимально достоверной и убедительной, в целом же композиция выглядит странной, если не сказать - абсурдной. Но каждое такое сочетание невероятного и невозможного создается не просто так: это некое внутреннее состояние автора, срез его жизни или отголосок событий, а не просто бессмысленное и хаотическое нагромождение деталей.

Это мы тоже обсуждаем - композиционную связанность и осмысленность сюрреалистической картины, значение деталей, приемы, которые используют художники: "соединение несоединимого", "лишение предмета его функции" и т.д. Смотрим работы Рене Магрита и Ива Танги, Макса Эрнста и Хоана Миро. И знакомимся с Сальвадором Дали - великим выдумщиком и мистификатором, говорим о его играх с реальностью, обманах и вымыслах, а заодно - немного о том, что может сделать художника успешным. Уже давно известно, что Дали был вполне здравомыслящим и психически здоровым человеком, а все его странности - эпатаж, способы привлечения к себе внимания и элементы пиара, с помощью которых каталонский маэстро "сделал себя".

И мы тоже готовы играть в эти игры - иллюзии, превращения, странности и нелепости, которые на наших рисунках будут выглядеть, конечно, не так достоверно, как у Дали, но мы-таки постараемся сделать их максимально реалистичными, насколько сможем.

Немножко студийного сюрреализма, где-то с заимствованием приемов нашего героя, а кое-что - абсолютно авторское. В любом случае эти работы рождены фантазией и только ею. Ожидаемо часто в рисунках всплывает тема художественного творчества. А если среди причудливых ландшафтов вам померещатся чьи-то лица или морды, или даже фигуры людей или животных, так оно было задумано. И тема котиков раскрыта, как же без нее.

Степанова Настя, 7 лет
5694.jpg

Панков Саша, 6 лет
5691.jpg

Полянская Ира, 7 лет
5692.jpg

Батурина Аиша, 7 лет
5682.jpg

Загребина Маша, 8 лет
5688.jpg

Селитренникова Рита, 8 лет
5693.jpg

Мухина Лиза, 8 лет
5689.jpg

Горбунова Валя, 9 лет
5684.jpg

Пальшина Аня, 9 лет
5690.jpg

Завада Катя, 10 лет
5687.jpg

Турченкова Маша, 11 лет
5695.jpg

Александрова Вика, 11 лет
5681.jpg

Шуман Жора, 11 лет
5697.jpg

Фармаковская Катя, 11 лет
5696.jpg


Те, кто справился с сюрреалистическими рисунками быстро, успели еще и полепить из пластилина. Скульптуру в том же стиле, конечно. И это оказалось необыкновенно увлекательно.
5679.jpg

* * *

С несколькими группами я успела еще и поговорить об абстрактном и беспредметном искусстве, показать импрессии и импровизации Кандинского, мерцающие "решетки" Мондриана, обсудить феномен "Черного квадрата".

Наваять блестящий образец абстракционизма даже самые мои маленькие студийцы вполне способны минут за двадцать, и, между прочим, в коллаже шестилетней давности далеко не все мои френды распознали картину Кандинского среди студийных работ.

В нынешней подборке - только детские рисунки.
5698.jpg

В общем-то, мы уже закончили курс европейского искусства 20 века (и мировой истории искусства в целом), теперь остаются только разные приятные бонусы для тех, кто обогнал программу. И если я благополучно переживу грядущие студийные праздники, то попробую рассказать и про них.
Tags: 20 век, авангард, лепка, студия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments