Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Флорентийская мозаика. Краски Города.

Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.html
О Венеции: http://lerabel.livejournal.com/55413.html
http://lerabel.livejournal.com/55568.html
http://lerabel.livejournal.com/56753.html
Пиза:http://lerabel.livejournal.com/56848.html
Сиена: http://lerabel.livejournal.com/59401.html

Флоренция (начало):http://lerabel.livejournal.com/59757.html

...А утром краски Города сошли, казалось, с палитры живописца эпохи Возрождения.

Это был день, когда все удавалось. Да и не могло быть иначе, поскольку на фоне эйфорического лейтмотива «Мы во Флоренции!» любые неприятности и неудобства казались до того мелкими и ничтожными, что не были, вероятно, нами замечены. Погода с утра была ослепительно солнечной, небо – кобальтово-синим, брызги фонтана на привокзальной площади сверкали всеми оттенками радужного спектра, карминно-красные городские туристические автобусы были празднично украшены многоцветными кругами-«флагами» стран, на языках которых велись экскурсии. И то, что российского среди них не было, почему-то нисколько не удручало.

Кусочек утренней Флоренции:
66,69 КБ

На пьяцца делла Стационе проходит «граница эпох» – слева от нас современное здание железнодорожного вокзала и широкая магистраль Виа Национале, а справа, в лабиринте узких улиц и переулков, начинается старая Флоренция – средневековая и ренессансная. Игорь, приютившись у серой стены автостанции, уже набрасывал быстро-быстро в своем альбоме готический фасад Санта Мария Новелла – он рисовал впервые за все время нашего пребывания в Италии!

А здесь Игорь рисует на площади Санта Мария Новелла. За его спиной - ренессансный госпиталь и аптека 16 века, где до сих пор продаются лекарства по старинным рецептам:
53,58 КБ

Санта Мария Новелла

Ни одну из флорентийских церквей мы не разглядели так подробно и внимательно, как эту – ибо она оказалась в нескольких десятках метров от нашего отеля. Пожалуй, больше нигде готика и ренессанс не сочетаются так контрастно и в то же время гармонично – и снаружи, и изнутри. С севера она такая, какой заложили ее монахи-доминиканцы во времена Данте, в 13 веке: сумрачная, цвета жженой умбры, с массивными контрфорсами, узкими стрельчатыми окнами и остроконечной готической колокольней.

С юга – изысканный ренессансный фасад великого Леона Баттисты Альберти, с разноцветной мраморной облицовкой: белый мрамор - каррарский, зеленый из Прато, розовый – из Мареммы. Стрельчатая аркада, античные пилястры, барочные волюты – и полное единство архитектурного звучания.

Два "лика" Санта Мария Новеллы - слева готический, справа - ренессансный:
65,26 КБ

Таков собор и внутри – крестовые своды и великолепные фрески эпохи Возрождения. А поскольку богатейшие семьи Города субсидировали строительство церкви, каждая из них имела здесь свою капеллу-гробницу с собственным, неповторимым художественным обликом. Что ни капелла – то шедевр живописи кватроченто: для семьи Строцци работал Филиппино Липпи, для Торнабуони – Доменико Гирландайо, для Гонди – Джулиано да Сангалло. И прямо напротив входа - как апофеоз – «Троица» Мазаччо, рано умершего живописца, который был первым и лучшим во флорентийском кватроченто.

Эта дивная фреска двадцатипятилетнего мастера завораживает не столько искуснейшим изображением перспективы и геометрической гармонией (за что многократно превознесена в искусствоведческих трудах), сколько пронзительным взглядом и резким жестом Богоматери у креста. А еще – надписью рядом со скелетом Адама в гробнице под крестом: «Я был как вы, и вы должны стать как я»...

"Троица" Мазаччо:
81,87 КБ


Синдром Стендаля

Мы идем переулками к Собору. Каменная кладка стен в лучах слепящего солнца приобретает так почитаемые старыми мастерами оттенки: охра, умбра, сепия... Оранжевые ленточки приемников, которые нам раздают вместе с наушниками, добавляют яркие блики в теплую цветовую гамму. Стены собора, как и ночью, вырастают внезапно – но теперь они белые, розовые и зеленые, как и положено мраморным флорентийским облицовкам. Шахматные клетки барабана, что в темноте показались черными – изумрудные! А купол – не красный, но и не коричневый, а... цвета жженой сиены, наверное. (Все время хотелось вспоминать названия красок, которые родом из здешних земель).

Собор Санта Мария дель Фьоре в лучах утреннего солнца (снизу вверх):
85,45 КБ

Выражение «Синдром Стендаля» – когда туристы лишаются чувств от восхищения архитектурными красотами – это как раз о Флоренции (Стендаль первым это описал). Здесь, на пьяцца дель Дуомо, держа голову постоянно задранной верх, не в силах оторвать глаз от многоцветия мраморных узоров Собора и Баптистерия, от устремленной прямо в солнечное сияние кампаниллы Джотто, я без труда представила, как это будет: вот сейчас, в момент полного и безграничного восторга, в глазах потемнеет, и я грохнусь затылком о средневековые камни, по которым ходили Лоренцо Медичи и Сандро Боттичелли...

Кампанилла Джотто растворяется в солнце (опять снизу вверх):
40,32 КБ

«Когда долго смотришь вверх, на шее пережимаются кровеносные сосуды – немудрено потерять сознание» – трезво прокомментировала знакомая-медик мой восторженный рассказ. Вот вам и романтический «синдром»!

Вот так случается "Синдром Стендаля":
41,51 КБ

Обморока, к счастью, не произошло – но осталось ослепительное воспоминание: белый солнечный диск, красная громада купола, разноцветие инкрустаций, золото и бронза «Райских врат» Гиберти, искорки красных, оранжевых, желтых ленточек туристических трансляторов...

Именно так, по мнению флорентийцев, должны были выглядеть ворота в рай ("Врата Рая" Гиберти в баптистерии Сан Джованни):
88,11 КБ


А дальше наш путь ведет все теми же переулками от Дуомо к церкви Санта Кроче - флорентийскому "пантеону".

(Продолжение следует).
Tags: Италия_путешествия, Флоренция
Subscribe

  • Ассизи

    Конечно же, отправляясь в поездку, я примерно знала, что увижу и куда идти. Помимо всяких тревел-ресурсов и дивного сайта "отзыв.ру", где добрые…

  • День в Перудже.

    Вот честно, объездив больше полусотни итальянских городов, не могу вспомнить ни одного похожего на Перуджу. Что ее отличает - абсолютно уникальный ли…

  • Из Кампании, заключительное. Амальфитана.

    С детства я питаю нежную привязанность к русским живописцам первой половины 19 века. Тем самым, которые по окончании Академии художеств получали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Ассизи

    Конечно же, отправляясь в поездку, я примерно знала, что увижу и куда идти. Помимо всяких тревел-ресурсов и дивного сайта "отзыв.ру", где добрые…

  • День в Перудже.

    Вот честно, объездив больше полусотни итальянских городов, не могу вспомнить ни одного похожего на Перуджу. Что ее отличает - абсолютно уникальный ли…

  • Из Кампании, заключительное. Амальфитана.

    С детства я питаю нежную привязанность к русским живописцам первой половины 19 века. Тем самым, которые по окончании Академии художеств получали…