Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:
  • Music:

Итальянские впечатления. Сиена.

Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.html
О Венеции: http://lerabel.livejournal.com/55413.html
http://lerabel.livejournal.com/55568.html
http://lerabel.livejournal.com/56753.html
Пиза:http://lerabel.livejournal.com/56848.html

Расскажу, наконец, и про Сиену.


А мы были в четырнадцатом веке.
Нет, правда!

За два часа езды из романской Пизы в готическую Сиену прошло целое столетие, когда вдруг -в пелене столь неожиданного для этого времени года дождя - на одном из холмов мы увидели светлый город из охристого туфа и красного кирпича. Мы втиснулись в путаные лабиринты улиц Сиены вместе с мокрыми зонтами, и застыли, закрыв их: справа и слева – тяжелый коричневатый камень стен, на стрельчатых окошках – решетчатые ставни, чугунные кованные фонари, грубый серый булыжник под ногами... Переулки столь тесны, что кое-где в них встроены арки-распоры, словно удерживающие стены от соприкосновения друг с другом.

68,99 КБ


Привыкнув к тесноте, начинаем замечать необычные детали: рядом с номером дома – небольшая серая пластинка с изображением… улитки. И еще улитка – гипсовая, на козырьке дома. И еще одна – бронзовая, на фонарном столбе! Когда от количества улиток начинает рябить в глазах, самая крупная возникает на «мемориальной доске», украшающей причудливый фасад дома на развилке двух улиц.

А дом принадлежит… лошади. То есть лошадь тут жила. Почему улитка на фасаде? Потому что лошадь принадлежала контраде Улитки.

Этой удивительной традиции Сиены подчинена жизнь города. С давних пор он поделен на семнадцать контрад – районов, каждый из которых имеет традиционное название и связанную с ним символику: «Дракон», «Дикобраз», «Волна», «Лесная чаща» и т.д. Особенно замечательно звучит название «Долина баранов». Знаки контрады – на каждом углу.

Вот такие:
27,26 КБ

В июле и августе в Сиене проходит праздник Палио, куда со всего мира приезжают тысячи людей: костюмированное шествие, игры флагоносцев и как кульминация – конные скачки по Пьяцца дель Кампо – главной площади Сиены. Издавна каждая контрада готовит к Палио свою лошадь. Вот для нее-то контрада Улитки и выстроила сей дом.

Можно представить себе, какие комментарии вызвала, особенно у детей, обитательница дома – лошадь Улитка.
Тот самый Дом лошади - весьма странно выглядит фасад в стиле барокко в готическом городе:
65,92 КБ

У каждой контрады есть герб, знамя, резиденция и церковь. А еще – фонтан. Возле него вывешиваются сообщения о рождении детей. Два раза в год сюда приносят малышей – для обряда посвящения в контраду, как в семью. Здесь происходят и «семейные» советы. А если лошадь побеждает на Палио, воду в фонтане заменяют вином ко всеобщей радости жителей района и обитающих поблизости туристов.

Мы не преминули спросить у гида, часто ли лошадь-улитка побеждала в скачках. Как оказалось - редко.

Фонтаны контрад – Улитки и Орла
46,27 КБ

Мы бредем по Сиене, уже прогревшейся после дождя в жарком летнем солнце. Редкие крошечные, почти игрушечные машинки, проезжая, заставляют несчастных туристов расплющиваться по стенам, прижимаясь спинами к охристому туфу. И вдруг – восторг и экстаз! Ослепительная в солнечных лучах полосатая кампанилла. Пьяцца дель Дуомо – соборная площадь.

А вот с фасадом что-то странное творится – в дымке света он колышется и расплывается... И лишь подойдя ближе, понимаем, в чем дело: ажурные готические арки, башенки, барельефы, резные колонки, цветные мозаики – все это нарисовано на куске старого холста лишь фотография на гигантском полотнище, закрывшем строительные леса. Впрочем, облик собора при этом легко представляется, а ансамбль пьяцца дель Дуомо не теряет издали своей целостности. До Италии я нигде такого не видела – обычно любая реставрация разрушает городское пространство безжалостно...

Интерьер Дуомо оказался так же недоступен – в соборе шла служба, и пускали только местных (интересно, как их отличали). Оставалось лишь сунуть длинный нос и проткнуть в холсте дырку посетить церковь напротив - Санта Мария делла Скала. Самым замечательным в ней оказались два инкрустированных органа работы 15 века.

А так выглядел сиенский Собор до реставрации (не мое фото):
65,38 КБ

Сиенцы издавна пытались конкурировать с Флоренцией – и в банковском деле (каждый третий её житель работает в банке, а Сиенский банк – самый старый в Европе и действующий до сих пор), и в строительстве собора. Главный храм города предполагался выше флорентийского, больше и великолепнее. Был выстроен главный неф восхитительных размеров и облика и заложен трансепт такой же сумасшедшей высоты. Но тут... город настигла эпидемия чумы. Строительство прекратилось и осталась одиноко торчащая стена, высоченная (но забраться можно), с искусно отделанными стрельчатыми окнами, уходящими... прямо в небо.

64,01 КБ

Район, где находится собор, принадлежит контраде Лесная Чаща. Пока экскурсовод описывала окрестные музеи (их столько, что не обойдешь и за неделю), мы наслаждались симпатичным зрелищем: два мальчика-флагоносца из Лесной Чащи репетировали свое выступление на Палио: это было немного похоже на художественную гимнастику – такой синхронный танец с флагами:

Слева - флагоносцы, справа - знаки контрад:
73,64 КБ

И снова – переулки. В одном из них – примерно с метр шириной, обнаружилась крутая лестница, ведущая куда-то вниз и манящая спуститься. И мы спустились. Вид, открывшийся сквозь темную арку проема, превзошел ожидания: это была Пьяцца дель Кампо – площадь Поля – сердце Сиены. Выстроенная между тремя холмами, вымощенная, как паркетом, ровными «планками» розового камня, она напоминает... створку раковины. Ее круглую часть обрамляют средневековые палаццо, а напротив – Палаццо Пубблико – Дворец Большого Совета со стометровой часовой башней Торре дель Манджа – тоже можно было залезть, но мы не успевали.

60,34 КБ

Зато Игорь честно успел выполнить сиенский ритуал: на «паркете» площади Поля нужно полежать и загадать желание: вернуться в Сиену. Надеюсь, сын сюда еще приедет. Я бы тоже хотела, но не полежала.

Игорь на Пьяццо дель Кампо:
64,14 КБ

Потому что у нас было в Сиене всего два часа, а мне хотелось в готическую крипту музея Дуччо, и я бегала туда, и нашла там ту самую потайную лестницу, которая ведет на стену недостроенного трансепта, и настоящую витражную розу на уровне человеческого роста – можно было близко разглядеть, и еще подземную ренессансную церковь...

А еще хотелось бы рассказать про удивительную историческую судьбу Сиены, и про легендарную Екатерину Сиенскую – местную культовую фигуру, и про самого Дуччо – виртуозного "мастера мадонн", жившего здесь, и про всю великолепную школу живописи, "застывшую" в 14 веке... И много еще о чем, но не буду, потому что очень хочется, наконец, добраться до города, в который я влюбилась, наверное, на всю оставшуюся жизнь – до Флоренции.

(Продолжение следует)
Tags: Италия_путешествия
Subscribe

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Жизнь и приключения преподобного Сергия ...

    .. и других персонажей эпохи монгольского завоевания Руси. Рисунок Риты Селитренниковой, 9 лет В последние три недели мы изучаем не самую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Жизнь и приключения преподобного Сергия ...

    .. и других персонажей эпохи монгольского завоевания Руси. Рисунок Риты Селитренниковой, 9 лет В последние три недели мы изучаем не самую…