Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

Три моих дня.

"Один мой день" - к этому уже все привыкли. А у меня сразу три будет. Рабочих, конечно.


День первый
"Чистый"
Сегодня в мастерской не будет мольбертов. Их теперь вообще не будет до нового года. Ничего крупноформатного, сложного и учебного.
3650.jpg

Длинные столы, как в столовой. Карандаши, ластики, чистая бумага.
И - что уж совсем немыслимо в обычное время в нашей студии - линейки!
3652.jpg

Потому что мы занимаемся ближневосточной орнаментикой. Арабесками. А на Востоке все не как у нас, у европейских художников.
Пока смотрим презентацию о каллиграфии и орнаменте, вспоминаем что исламские сунны запрещают фигуративную живопись. Но что рисовать, если не портреты и не пейзажи?

И тут оказывается, что рисование узоров и букв можно довести до немыслимого совершенства. Орнаменты запредельной сложности узорчатым ковром покрывают купола и порталы восточных мечетей, вазы и блюда, ткани и рыцарские доспехи. Тут же - кружевная вязь текстов из Корана, сплетающаяся с затейливой арабеской в безупречно выверенном ритме.

Причудливое плетение звезд, многоугольников и жестких ломаных линий - "гирих" - арабские мастера делали, конечно же, с линейкой и циркулем в руках: каждая деталь орнамента повторяет соседнюю с точностью до миллиметра. Такое геометрическое совершенство нам, конечно, не по силам. Но вот растительный узор "ислими" - ягоды и цветы, стебли и бутоны, - можно делать абсолютно в любых конфигурациях, освоив нехитрые принципы повторения деталей.

Отдельно мы говорим об эпиграфике - удивительном сочетании каллиграфии и фигуративного рисунка: когда вязь букв образует изображение.(Из ста двадцати с лишним детей лишь один решился на подобный подвиг).

Наша орнаментальная миниатюра, которую мы делаем в технике процарапывания по восковому слою, изначально напоминает некий типичный образ ближневосточного искусства - не то михраб, алтарь мечети, не то портал или окно, а может и дверь в сказочный восточный дворец. Вот эту стрельчатую арку мы и будем сегодня украшать узорами и арабской вязью.

Сперва карандашом. На одной из половинок сложенной акварельной бумаги четвертого формата - на первой странице "открытки".
3657.jpg

Узор в рамке - линейный, в нем просто повторяется один и тот же рисунок.
В уголках над аркой - симметричные, зеркальные.
Внутри арки можно по-разному: дублировать детали орнамента слева и справа, или с четырех сторон, и даже с восьми - арабеска разрастается одновременно во все стороны, покрывая лист узорчатым кружевом.

Вот и первая партия карандашных работ готова.
3653.jpg

* * *

День второй
"Грязный"
Сегодня нам понадобится масляная пастель.
3651.jpg

И черная гуашь.

Сначала, впрочем, нужно завершить карандашный рисунок. Я, конечно, распечатала из интернета какие-то арабские фразы, записав их перевод. Но народу гораздо интереснее писать понятное - например, собственные имена. "Яндекс-переводчик" с арабского, запнувшись на имени "Настя", охотно переводит куда более экзотические "Нарек", "Адель" или "Квитослава".
Так или иначе, но я нашла там имена всех детей из моей студии.
3659.jpg

Теперь нужно вписать имя так, чтобы оно органично включилось в картинку. Не скоро вновь предоставится моим детям возможность написать что-то на арабском языке, так что народ старается.
3658.jpg

А дальше начинается то, что кажется моим авторам странным, непонятным и никак не связанным с рисунком. Вторую страницу "открытки" мы густо закрашиваем слоем масляной пастели.
3662.jpg

Листы расцвечиваются яркими радугами, превращаются в удивительной красоты "лоскутные одеяла", краски слепят...
Работа приятная, но совершенно механическая, так что особо шустрые вполне могут помочь тем, кто рисует медленно:
3660.jpg

Но вот потом... Вся эта красота скрывается под ровным непроницаемым слоем черной гуаши.
3656.jpg

Как не старались дети, но так и не смогли добиться от меня, зачем мы так красиво все это раскрашивали, чтобы потом залить все черным.
3661.jpg

Я стойко хранила секрет до последнего момента, оставляя народ заинтригованным. И хотя кое-кто догадался, что мы будем делать, никто не представлял, каким окажется результат, поэтому третьего дня ждали с нетерпением.

Особо шустрые, кроме основной работы, наделали себе маленьких заготовок на чистой бумаге - слой пастели-слой гуаши.
3654.jpg

И оставили все это сохнуть до следующего дня.

* * *

День третий
Когда все тайны раскрываются, но не сразу.

Сегодня на столах весьма странное сочетание предметов. Светлая сухая пастель, цветные карандаши, ножницы, мягкие кисти.
Гравюрные резцы (можно, впрочем, просто ручку, которая не пишет или даже остро заточенную деревянную палочку)
И наши черные-пречерные заготовки.

Сначала наносим тонкий слой пастели на обратную сторону карандашного рисунка.
3664.jpg

3667.jpg

Стряхиваем все лишнее и... закрываем "открытку".
Теперь цветным карандашом обводим простой, благодаря пастельной "изнанке" рисунок отпечатывается на черной поверхности.
3647.jpg

А дальше раскрываются тайны и начинается чудо.
3648.jpg

Под гравюрным резцом разноцветная восковая поверхность начинает раскрываться, превращаясь в яркие фантастические узоры и диковинные письмена.
3649.jpg

Черная гуашь сходит с воскового слоя как по маслу, открывая дивной красоты картинку.
3645.jpg

Можно обводить, а можно и "раскрашивать", снимая краску с цветов, листьев и букв. Занятие завораживающее, медитативное, изумление и восторг!
3663.jpg

Лишнюю краску и следы пастели смахиваем мягкой сухой кистью...
3646.jpg

3665.jpg

И вот она - готовая "гравюра". Полностью, от начального рисунка до последнего штриха резцом, сделанная своими руками.
3655.jpg

Те, кто закончил восточный рисунок, радостно ваяют на маленьких листах котиков и машинки, снежинки и звезды. А готовые работы ждут окончания урока.
3666.jpg

Вот коллаж из "волшебных восточных дверей" от самых младших - 5-7 лет:
3639.jpg

Это работы школьников - 1-3 класс.
3640.jpg

И самые старшие - 9-11 лет.
3641.jpg

И немного работ - по отдельности:

Любина Саша, 9 лет
3643.jpg

Фармаковская Катя, 10 лет
3644.jpg

Шуман Жора, 10 лет
3642.jpg

Если кому-то захочется повторить наш подвиг, скажу только, что лучшая масляная пастель для такой работы - это Koh-i-Noor, а лучшая черная гуашь - "Мастер-класс".
Tags: Восток, студия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →