Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:
  • Mood:

"Поле чудес" в романском стиле

Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.html
О Венеции: http://lerabel.livejournal.com/55413.html
http://lerabel.livejournal.com/55568.html
http://lerabel.livejournal.com/56753.html



Переезжаем из Венето в Тоскану

Тоскана… Пожалуй, мало я встречала мест более восхитительных. Мягкие прозрачные силуэты Апуанских Альп на западе и Альп Сан-Бенедетто на востоке окаймляют темную зелень виноградников и светлую - пастбищ. Из окна автобуса ландшафты выглядят безмятежно-идиллическими. А порой ко всеобщему восторгу проезжающих среди густой зелени внезапно возникают заброшенные средневековые монастыри или настоящие рыцарские замки.

Центр Тосканы – Флоренция – конечная цель нынешнего маршрута. Сама мысль о ее близости приятно согревает душу весь долгий переезд. Впрочем, название каждого здешнего города ласкает слух искусствоведа, и особенно знатока ренессансной культуры: Ареццо, Лукка, Перуджа, Сиена…

Вот он, тосканский пейзаж: холмы и равнины, поросшие лесом и виноградом, с непременным средневековым замком.

37,90 КБ

Наше путешествие по городам Тосканы хронологически последовательно: сначала Пиза, славная своим романским стилем, затем – готическая Сиена, и лишь потом - Флоренция, лучший в мире город Ренессанса.

Пиза. «Поле чудес»

Настоящий расцвет маленького туристического города Пизы пришелся на 11-14 века. Была она тогда не только архиепископской резиденцией Тосканы, но одной из самых мощных морских держав на побережье Тирренского моря. Ее армия участвовала в крестовых походах, благодаря чему занесло в город и «арабское» влияние. Оттого-то и сложился совершенно неповторимый романский стиль, ставший на все последующие столетия лицом города. Лишь в начале 15 века Пиза, сдавшись во время очередной междоусобицы флорентийцам, утратила свое былое могущество…

Подъезжая к городу, мы уже знали, что в исторический центр, как в большинстве маленьких итальянских городов, не пускают экскурсионные автобусы. Но такого трансфера мы не предполагали!

Вот что ожидало нас - к радости Игоря и других детей группы:

75,90 КБ

Весело погромыхивая по брусчатке старых улиц, паровозик довез нас до мощной крепостной стены высотой метров десять, за которой едва виден был краешек белого купола. «Площадь чудес» – так сказал гид про то, что за стенами. В действительности же, «Кампо деи Мираколи» переводится с итальянского как «поле чудес». (Возможно, зная культовую русскую детскую литературу и помня, в какой стране сие поле находится, переводчики побоялись нежелательных ассоциаций.)

Настоящая красота открывается сквозь арку ворот Санта-Мария: на просторном, поросшем аккуратно подстриженной зеленой травой, лугу – ослепительно белые на фоне синего неба чудеса пизанской архитектуры – собор, баптистерий (крещальня) и колокольня. Благодаря повторяющимся деталям и мотивам украшений – мраморной облицовке, тяжелым цоколям с глухими романскими арками, ажурным аркадам-галерям во всех трех постройках, ансамбль выглядит цельным и стильным.

На «Поле чудес» всегда много… туристов.

82,10 КБ

Музейное

Входной билет в музеи на Кампо деи Мираколи выдают в виде маленькой карты достопримечательностей. Крестиками на ней отмечены те, доступ в которые оплачен. В собор и баптистерий идем без лишних обсуждений. Когда еще увидишь настоящие романские интерьеры!

Интерьер Пизанского собора отличается от всех, которые мы видели в Италии: простой и строгий.

63,22 КБ

Попасть хочется всюду – и это несложно, поскольку почти все главные музеи Пизы компактно собраны здесь – на Поле чудес! И каждый из них открывает все новые страницы загадочного средневекового искусства.

…Всех мастеров, строивших московский кремль, русские называли Фрязиными – собственно, “итальянцами”, сразу и не запомнишь. А вот прозвище пизанских ваятелей запоминается чрезвычайно легко: они все - Пизано. Строгий романский архитектор и скульптор Боннано Пизано отливал в 12 веке бронзовые двери собора; роскошную мраморную кафедру баптистерия в 13 веке создал Николо Пизано, а не менее великолепную кафедру собора – его сын Джованни Пизано, уже в начале 14 века.

Именно Николо Пизано, с его весомыми, пластически наполненными, телесными и даже подчеркнуто массивными фигурами считается у искусствоведов средневековым “предтечей” Микеланджело в итальянском искусстве.

Кафедра Николо Пизано в соборе:

66,28 КБ

В Пизе любителю скульптуры прямой путь в музей дель Дуомо (справа от собора) или в музей святого Маттео, что стоит на набережной Арно в двух кварталах от “Поля чудес”. Здесь, в здании древнего бенедектинского монастыря, обнаружилось еще нескольких удивительных средневековых Пизано – Андреа, Нино и Джунто.

А если скульптура оставляет равнодушным, но нравятся старые фрески, то на Пьяцца дель Дуомо есть необычный музей Синопий – набросков фресок со здешнего кладбища - Кампосанто. Синопиями они называются потому, что угольный карандаш для рисунков привозили из малоазиатского города Синопа. Картинки эти делались прямо на штукатурке, ибо бумаги в те времена не хватало, и в процессе росписи наброски скрывались под красочным слоем и, следовательно, сохраниться не могли.

Спрашивается, откуда же они взялись? История эта грустная. 27 июля 1944 года над Кампосанто взорвалась зажигательная бомба и уничтожила большую часть здешних фресок, а те, что выжили… осыпались. Так и появились синопии. Их закрепили, отреставрировали и отвели для них специальное помещение в музее.

Так выглядит одна из синопий:

64,37 КБ

Кампосанто

“Святое Поле” – так переводится название Пизанского кладбища. Туристов здесь немного, и в заросшем травой и розами готическом патио – внутреннем дворике – стоит вязкая, ничем не нарушаемая, тишина. Мы были уверены, что кладбище средневековое, но обнаружили захоронения даже начала 20 века.

Слева – внутренний двор Кампосанто. Справо – одно из надгробий:

73,84 КБ

Неспешно гуляя по Кампосанто, мы обнаружили зал фресок. Было их там всего три, выживших после страшной бомбардировки 44-го года и заботливо отреставрированных: “Триумф смерти”, “Страшный суд” и “Ад”. Фрески огромные, завораживающие жутковатыми и драматичными сюжетами, рассказанными неизвестным художником – Мастером “Триумфа Смерти”. Разглядывать их можно до бесконечности.

Гигантский зал почти пуст. На полу в разных местах - двое-трое студентов-художников с почти такими же альбомами для зарисовок, как у Игоря. Они набрасывают карандашом фигуры, позы персонажей, коих здесь – великое разнообразие. Мы полюбопытствовали, заглянув через плечо, Игорь – с легким сожалением: у него пока не нашлось времени, чтобы порисовать в Италии.

Кампосанто напоминает и о том, что Пиза была морской державой: эти цепи не тюремные, а корабельные, из средневекового порта.

50,29 КБ

Ну и башня, конечно.

Было бы странно ничего не сказать о знаменитой кампанилле – “Падающей башне”. Но что тут скажешь – забавно, что ошибка архитектора, предположительно Боннано Пизано, превратила колокольню в символ города. На сувенирных развалах - почти пугающее разнообразие падающих чашек, бутылок, ваз и пепельниц…

Выстроенная в 12 веке 55-ти метровая башня, (не такая уж высокая, по мнению Игоря), дала первую осадку уже во время строительства третьего этажа. Очередной Пизано – Томмазо – еще в 13 веке пытался башню выровнять. Безуспешно. С каждым годом уклон ее увеличивается примерно на 1 мм, вызывая справедливые опасения у пизанцев. Туристы же толпами продолжают подниматься на кампаниллу, и попасть туда трудно.

Мы не попали. У нас в Пизе было всего два часа, а доступный сеанс начинался только через три. Но не сняться на фоне башни мы не могли.

Слева – действительно падающая башня. А справа Пизанская колокольня, по-моему, выглядит вполне устойчиво - такая вот получилась фотография.

53,65 КБ

Мы покидаем Пизу и направляемся в Сиену.
Продолжение следует.
Tags: Италия_путешествия
Subscribe

  • Первый пост нового года.

    Успела до конца понедельника. Новый год вроде как встретили. В этот раз я, как инвалид "в законе", откосила от кухонных трудов, основная нагрузка…

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Как обычно по вторникам о прошедшей неделе.

    По-быстрому, без подробностей, себе на память. Хотя день рождения уже давно стоит перестать считать праздником, скорее, днем грустных воспоминаний,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments