Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Category:

И еще про Брюссель. Гении места.

В путешествиях я часто замечаю, что тот или иной город в моей системе образов накрепко связывается с каким-то конкретным персонажем. Задолго до этих моих соображений умные люди стали называть таких героев "гениями места". У каждого, впрочем, они свои.

Скажем, во Флоренции для меня - это Боттичелли. В Нюрнберге, безусловно, Дюрер. В Череповце - Верещагин. Ну и так далее.
А вот в Брюсселе их оказалось сразу двое - причем совершенно из разных эпох.

Это "угадайка" для привлечения внимания. По ней можно вычислить обоих героев.
3074.jpg



Та картинка, что слева, сделана в старейшей в Брюсселе и одной из самых красивых церквей - Нотр-Дам де ла Шапель, что стоит на границе исторического центра и современной застройки, поэтому просто-таки располагает остановиться именно здесь, прервав прогулку по городу. Зайти под своды храма. С любопытством осмотреть капеллы. И обнаружить в одной из них памятную плиту тому, с кем у меня накрепко связан образ Брюсселя.

Я имею ввиду Питера Брейгеля Старшего.
Именно здесь, в небогатом квартале Мароль, центром которого была эта церковь, прошли последние семь лет его жизни. В Нотр-Дам де ла Шапель, состоялось его венчание в 1563-м. Тут же, в 69-м он и был похоронен. Рядом - его жена.
3077.jpg

Вряд ли жизнь художника здесь была очень счастливой и благополучной, ибо бесчинства испанских войск Альбы во фламандском Брабанте пришлись именно на эти годы, и все ужасы и казни инквизиции происходили на глазах у Брейгеля. И все же самые лучшие его полотна - "Крестьянский танец" и "Свадьба", "Слепые", "Вавилонская башня", потрясающая серия "Месяцев" - все это написано в Брюсселе.

Ну все же помнят, да?
3080.jpg

И если "Триумф смерти" или "Падение мятежных ангелов" (которое невозможно не заметить в Брюссельском музее старых мастеров) - это скорее размышления художника о войне и смерти, рядом с которыми приходилось жить постоянно, то "крестьянские" и "городские" серии создают такую почти осязаемую атмосферу тогдашней жизни здесь, в средневековом Брюсселе, что порой, останавливаясь перед каким-то архитектурным фрагментом города, затерявшимся среди новой застройки...
3063.jpg

...понимаешь вдруг, что видел его именно у Брейгеля. Вот, например, фрагмент "Переписи в Вифлееме".
3072.jpg

Ну да, хорошо известно, что действие всех своих библейских картин Брейгель перенес в старый Брюссель и окрестности, но когда это видишь так наглядно...

О Брейгеле в Брюсселе напоминают не только картины в музее.

Церковь Сент-Николас, в двух шагах от моего отеля (в ее честь он и назван) чуть помладше Нотр-Дам де ла Шапель (12 век), но сохранила свой романский облик и интерьер.
3069.jpg

И вот к своему величайшему удивлению я обнаружила в церкви Сент-Николас... вертеп. В июле! Потом уже я прочла где-то, что с 2015 года он стал постоянной частью храма. Изображает он Брюссель - не средневековый, а некий обобщенный, но, безусловно, узнаваемый. Поскольку я готова была искать Брейгеля в любом уголке старого города, мне показалось сперва, что персонажи вертепа просто сошли с его картин.
3078.jpg

Но потом среди них обнаружился и сам Мастер!
3070.jpg

И не благообразный, что на надгробной плите в Нотр-Дам де ла Шапель, а тот, что на его предполагаемом автопортрете - взъерошенный, беспокойный, нервный. Такой как раз легко мог написать "Безумную Грету" или "Пляски смерти".
3079.jpg

Вскоре я стала находить персонажей Брейгеля в самых разных частях Старого города. Например, прямо рядом с Сент-Николас обнаружился фонтанчик с его "Слепыми".
3071.jpg

Сама картина:
3081.jpg
(Потом я уже прочитала, что такие фонтаны с персонажами картин художника можно встретить по всему центру, и, действительно, они мне попадались в самых разных местах).

А когда в Брюсселе начался праздник Оммеганг, персонажи Брейгеля заполнили весь город.

* * *

В переводе со старофламандского "оммеганг" - «шествие по кругу». Праздник возник еще до рождения Брейгеля, в 14 веке, и связан он с другой старой церковью Брюсселя, на этот раз готической,
Богоматери в квартале Саблон - Нотр-Дам де Саблон. Считается, что храм был выстроен гильдией арбалетчиков для статуи Богоматери, чудесным образом привезенной в Брюссель по бурной реке из Антверпена.
3014.jpg

Чудотворная статуя Марии, отныне покровительницы города, и стала главной героиней праздника: каждый год её проносили во главе процессии, идущей вокруг новой церкви Богоматери в Саблоне. Так появился Оммеганг. Статую сопровождал кортеж из представителей аристократии, знати, всех Гильдий и духовенства Брюсселя, а также всех родов войск в самых лучших и нарядных одеждах. Покровительницу города с почетом доносили до Гран Плас, а затем возвращали в храм, после чего весь Брюссель радостно пировал.

Статуя и сейчас в церкви прямо на лодке.
3083.jpg

В наши дни Оммеганг проводится в начале июля, в этот раз - с 5 по 8-е, и это прежде всего историческая реконструкция шествия 15-16 веков, как раз примерно времен Брейгеля. Но не только.
Одновременно идут рыцарские турниры, и состязания стрелков, а в Королевском парке открывается большая ярмарка, где работают "средневековые" мастера - оружейники, ювелиры, вышивальщицы...
3037.jpg

Народ развлекают самые разные персонажи из тех легендарных времен.
3038.jpg

А к вечеру возле церкви Нотр-Дам-де-Саблон начинается радостное оживление. С восьми часов здесь уже тусуются, общаются и репетируют брюссельцы, одетые в исторические костюмы.
Те самые арбалетчики, по чьей инициативе и была некогда выстроена церковь на Саблоне:
3040.jpg

В полдевятого начинается праздничная служба, а за это время еще часть будущего шествия выходит из Королевского парка, чтобы слиться с процессией, которая пойдет от церкви.
3044.jpg

В 20.50 - торжественный вынос реликвии, и затем неспешно, важно, с достоинством, под звуки старинной музыки в течение получаса от площади Саблон в сторону Гран Плас движется яркая костюмированная процессия.
3041.jpg

Городская аристократия:
3042.jpg

Гильдии:
3043.jpg

Один из главных участников праздника - бочка с пивом:
3045.jpg

Гигантские куклы-покровители города:
3046.jpg

И тут брейгелевские типажи - чуть ли не в каждом втором лице.

Вот, к примеру, кучер королевской кареты.
3084.jpg

Крестьянки:
3047.jpg

Ну и чудовища - все как положено в старой фламандской живописи:
3073.jpg

К девяти часам на площади начинается представление. В нем участвуют все те, кто шел в процессии - знаменосцы, всадники, лучники, горожане.
3048.jpg

Крестьянские пляски - вполне в духе Мастера Питера:
3049.jpg

3082.jpg

К ночи, в сумерках подсветки фигуры людей, ростовых кукол и игрушечных чудовищ становятся более зловещими, движение персонажей - более хаотическим, на площади появляются новые герои в маскарадных костюмах, и общая картина начинает напоминать уже скорее не Брейгеля, а Босха.
3051.jpg

Подъезжает бочка с пивом, и начинается бесплатное угощение зрителей - любимый напиток фламандцев льется рекой. А ближе к полуночи ограждения снимаются, толпа зрителей выливается на площадь и радостно объединяется с участниками. Пляски на Гран Плас продолжаются за полночь.
3050.jpg

Кажется, рассказ про второго "гения места" Брюсселя здесь уже не поместится.
Tags: Бельгия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments