Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Category:

А вот теперь можно и про живопись, и про музеи.

Я не раз писала, что во все свои путешествия отправляюсь в надежде на Встречу.
Или даже на Встречи, если земля, куда еду, богата прекрасным.
Это романтические свидания сквозь время и пространство, часто сквозь множество веков. Когда тени давно умерших людей материализуются и оказываются рядом, совсем близко. И вдруг выясняется, что это были вполне себе живые люди - они ели и спали, любили и грешили, некоторые обладали скверным характером, другие - наоборот, были чистыми ангелами по жизни. Но всех их объединяло то, что свое дело - сотворение Прекрасного - они делали по-настоящему гениально.
Дионисий в Ферапонтове. Левитан в Плёсе. Хальс в Харлеме.

В Мадриде, в первую очередь, - Веласкес.
Поэтому не мешкая, чуть ли не прямо с самолета - сюда, в Прадо.
2409.jpg



Пожалуй, немного было в истории живописи мастеров, у которых столь удивительно совместились бы такая малоинтересная биография и совершенно непостижимое в своей гениальности творчество.
Приехавший из провинциальной Севильи, совсем юный и никому не известный художник чуть не первым же своим портретом покорил сердце испанского монарха и, навсегда оставшись его лучшим придворным живописцем, обрел все возможные блага и преимущества своего положения. Включая рыцарский орден святого Иакова, который уж точно не положен был художнику, работавшему руками. Ибо сия деятельность неприемлема для настоящего испанского гранда и аристократа, который лучше проест последнюю рубашку, чем замарает руки.

Веласкес же трудился при дворе неустанно, сотворив десятки портретов своего короля и обеих его королев, почти полутора десятка инфантов, большинство из которых умерли детьми, министров, кардиналов, дуэний, карликов и королевских собак.
На главном и лучшем из его полотен - "Менинах" - они, кажется, есть почти все, включая и самого Маэстро.
2432.jpg

Трудолюбивый, добродушный и немногословный, за почти сорок лет при дворе он не нажил себе врагов и завистников. О нем не сочиняли сплетен, Веласкес был примерным семьянином и с удовольствием растил двух своих девочек. Лучшим же развлечением для интроверта Филиппа IV стало наблюдать за работой живописца, в мастерской у которого для короля стояло специальное кресло.

Ни в одном из многочисленных портретов монарха Веласкес не приукрасил ни блеклых маленьких глаз, ни висячего носа, ни квадратной челюсти - фамильных черт Габсбургов. Но все равно Филипп на его портретах довольно милый:
2439.jpg

Веласкеса называли "художником истины". Он всегда был безусловно правдив, изображая своих моделей, и портрет не скрывал ни характер, ни чувства, ни настроение героев.
А о том, с какой восхитительной живописной виртуозностью сделаны его полотна, написаны десятки искусствоведческих трудов. И когда замираешь перед очередной принцессой в кружеве и бархате, отслеживая взглядом летящее движение кисти гения, под которой одинаково непринужденно возникали и дрожащая дымка вуали, и шелковистый блеск волос, и тяжелые переливы золотой парчи, и мерцание жемчугов и бриллиантов, то озадаченно думаешь: как? Ну как у него это получалось? Непостижимо...

Пятилетний сын Филиппа, инфант Бальтасар Карлос, один из самых симпатичных героев Веласкеса, на вздыбленном пони, о как...
2433.jpg

Прадо - в большой мере детище Веласкеса. Вместе с Филиппом IV они любовно и продуманно собирали эту коллекцию, вслед за венценосным дедом, Филиппом II, с которого, собственно, началось королевское собрание. Главный музей Испании однозначно меньше Лувра или Эрмитажа, но каждая выставленная там картина - безусловный шедевр, высшее качество, громкое имя. И, прежде всего, испанские живописцы, которые вообще за пределами родной страны присутствуют в музеях весьма скромно. От романской и готической живописи до полотен Гойи и Сороллы.

И Веласкес - в первую очередь.
Так что у входа в музей он сидит вполне заслуженно:
2450.jpg

Один из залов музея полностью отдан Эль Греко. Самые поразительные вещи - конечно же, из ретабло Коллегии Доньи Марии де Арагон, гигантские холсты трехметровой высоты, возле каждого из которых захватывает дух.
2431.jpg

Эль Греко, впрочем, не полюбился Филиппу II и не прижился в Мадриде, он герой совсем другого испанского города, где мы тоже были. Если получится - расскажу.
Портрет Филиппа II из Прадо - кисти Тициана.
2438.jpg

Зато этот испанский король почему-то нежно любил Босха.
Моя Встреча с великим фламандцем случилась летом, и я писала здесь о ней . Но в родном городе Мастера мне не удалось увидеть ни одного его подлинника, да их там и нет. Зато здесь обнаружился не только "Сад земных наслаждений", героев которого я встречала в Хертогенбосе, но и "Поклонение волхвов", и знаменитый "Воз сена" - аллегория смертного греха жадности, да и остальные смертные грехи на столешнице короля Филиппа, и те картины, о которых все еще до хрипоты спорят искусствоведы, Босх их писал или нет...
"Воз сена"
2440.jpg

А еще я вычитала в каталоге Прадо, что Босх - это высокоинтеллектуальная живопись для элитарной клиентуры, она полна скрытых смыслов, ныне утерянных, и его творчество, оказывается, имеет мало отношения к церковной живописи. О как, а мы все числим труды Иеронима ван Акена религиозными. Зато для Эскориала сии полотна были более чем органичны. Но об Эскориале - тоже как-нибудь отдельно...

Бродя по Прадо, понимаешь, что испанские короли - что Габсбурги, что Бурбоны, собиравшие веками коллекцию для музея (открытого для посещений лишь в начале 19 века), обладали явно неплохим вкусом. Что ни полотно - чистая радость: и нежнейший Мурильо, и неистовый Рибера, и суховатый академичный Сурбаран, и совершеннейший венецианец по стилю своему Алонсо Кано... Впрочем, и настоящих венецианцев в собрании немало - Тициан, Тинторетто, Бассано.
Есть и Брейгель.
"Пляска смерти"
2441.jpg

А какой Рубенс, ах! Он бывал при дворе Филиппа IV, приятельствовал с Веласкесом, они проводили вместе время, охотились, общались. Как в любом европейском музее, Рубенса в Прадо немало, и по барочной затейливости композиций мало кто может равняться с этим роскошным фламандцем. В последнее время предвкушаю каждую встречу с незнакомым его полотном и ни разу не разочаровалась.
"Святой Георгий" Рубенса:
2442.jpg

Особняком в Прадо - Гойя. Но о нем тоже лучше отдельно...

Сошедший с портрета Гойи Карлос IV с балкона соседнего дома провожает нас, спешащих по бульвару Прадо в следующий музей с картинами.
2408.jpg

* * *

Музей Тиссена-Борнемиссы так скромно притулился на обочине бульвара Прадо, что его не сразу и заметишь.
2413.jpg
Но старинным невзрачным особняком он выглядит только снаружи. Внутри же вполне комфортное и современное музейное здание, достроенное и реконструированное в 2004 году.

При всей своей сверхценности, собрание Прадо все же достаточно специфично по подбору полотен. Коллекция же сталелитейных магнатов баронов Тиссенов, за право обладать которой боролись многие страны, включает в себя не только и не столько испанские шедевры, но представляет всю европейскую историю искусства - от античных и средневековых до лучших образцов авангарда, в том числе и русского.
"Джованна Торнабуони" Гирландайо
2443.jpg

Здесь есть и французское рококо, которого так немного в Прадо, и английские портретисты, и немецкие романтики, и импрессионисты, и весь спектр искусства модернизма - от Пикассо до Джексона Поллока.

А нас ждала в музее Тиссена еще одна нечаянная радость. Именно в это время, с октября по январь, здесь проходит совершенно уникальная и по тематике, и по количеству работ выставка "Ренуар и интимность". Больше семидесяти картин - друзья живописца, его возлюбленные, жена, дети, няня, натурщицы, привычные места пленэров и отдыха, бытовые зарисовки...
Лиза Трео, первая, самая трепетная любовь юного Ренуара, с которой он прожил семь лет, в этот раз вдруг показалась мне похожей на испанку:
2444.jpg

Никакого пафоса, покой, свет и красота всего вокруг - людей, животных, природы, рожденная его божественной кистью. А еще - экспонаты со звуками, запахами и тактильными ощущениями от его картин. В этот красочный мир погружаешься с головой, в нем тепло и уютно, он вообще такой, Ренуар...
2445.jpg

Мы попали на выставку почти случайно, в кассе спросили - не хотим ли мы. Конечно, хотим!
А когда выходили, уже была небольшая очередь, и билеты продавались на более поздние сеансы, не раньше, чем через час.
Я попыталась представить, что творилось бы в России, если б ТАКОГО Ренуара привезли к нам. Но это за пределами моего воображения.

* * *

Третьим в "золотом треугольнике" музеев Мадрида обычно называют Культурный центр королевы Софии - клондайк современного искусства.
Но лично для нас третьим стал совсем другой музей - он тоже недалеко от Прадо, на улице Алькала: Академия изящных искусств Сан Фернандо.
2410.jpg

Пожалуй, она менее представительна, чем Прадо или музей Тиссена по качеству собрания: впрочем, и Тициан с Веронезе, и Рибера с Мурильо, и Ван Дейк с Рубенсом там вполне себе имеются, а еще, например, Арчимбольдо.
2446.jpg

Зато, как и в двух первых, разнообразнейший Гойя - полотна, рисунки, гобелены, офорты.
Даже его палитра!
2411.jpg

Гойя-живописец, которого я по большому счету только здесь, в Мадриде и разглядела (одиночные полотна в разных прочих музеях не в счет) оказался совсем другим, чем это казалось по репродукциям. Если честно, по всем прочитанным книгам - и искусствоведческим, и художественным - он всегда казался мне сумрачным, тяжелым, неуравновешенным, конфликтным... Возможно временами таким и был, да еще и глухота давала себя знать. В Прадо есть целый зал его "черной живописи": поздних работ больного, желчного мизантропа.
2437.jpg

Впрочем, и среди полотен "Дома глухого" есть потрясающе щемящее и пронзительное.
"Тонущая собака"
2436.jpg

Здесь же, в Мадриде Гойя увиделся вдруг совсем в иных обличьях - блестящий придворный, обласканный и приближенный к монархам, которых портретировал с любовью и симпатией, не приукрашивая, впрочем, их фамильной некрасивости.
Как не скрывал он ее и у других мадридских аристократов.
2434.jpg

Уважаемый всеми мэтр, глава Королевской академии художеств, наставник молодых талантов.
Сильный и решительный мужчина, любимый многими женщинами, в том числе весьма знатными и неприступными. И еще множество разных обликов, весьма далеких от социофоба-ипохондрика, каким представляется художник по циклам "Каприччос" или "Диспаратес".

Портретная же его живопись просто изумительна: мерцающий дымчатый свет вокруг фигур и туманная дымка вдали, тончайшие лессировки и муарово-переливчатые ткани женских одежд, легкие, хрупкие, словно невесомые женские и детские фигурки, даже грузный король и почти уродливая королева не выглядят на его портретах тяжеловесно... Как и у Веласкеса, вся красота видна лишь в оригиналах, перед которыми зависаешь и застываешь.

Графиня де Чинчон
2435.jpg

Право, вот уж не ожидала, что столько времени потрачу на Гойю...

Из всего "золотого треугольника" Академия Сан-Фернандо оказалась... самым удобным и приятным музеем, ибо возможность смотреть неспешно, комфортно и малолюдно тоже дорогого стоит. Народу в залах почти нет, обитые кожей мягкие диваны для посетителей мы сперва приняли за экспонаты и долго не решались сесть; вай-фай подключился сразу же, как только мы остановились отдохнуть.

Ну и туалет Академии размером с одну из комнат моей квартиры не могу не показать. Все для посетителей, а?
2412.jpg

В Музей Королевы Софии мы, впрочем, сходили тоже. Вечером, бесплатно. Если честно, за деньги я бы и не пошла, наверное. Ну что я могу поделать, если меня не вдохновляют ни Хоан Миро, ни абстрактные экспрессионисты, ни поп-арт. На Дали посмотрели, да. Сняла я несколько испанских плакатов - что-то они мне смутно напомнили.
2421.jpg

Отловили меня с фотоаппаратом и запретили снимать как раз возле "Герники". Собственно, ради нее только и стоило в тот музей сходить.

Здесь же напишу вскользь еще о парочке мадридских музеев, которые не про картины, но тоже показались интересными.
Оба они - в районе Монклоа, рядом с автостанцией и маяком. Музей Америки, посвященный завоеванию Нового Света Испанией, в самых разных подробностях - от сухих географических до душераздирающих историй покорения народов.
2426.jpg

Музей набит трофеями, награбленными конкистадорами в разные столетия - от золотых кладов атцеков до перуанских мумий (вот, кого не удалось снять, ну хоть посмотрела, как оно выглядит на самом деле).
2428.jpg

Маска некоего североамериканского шамана:
2427.jpg

Минутах в пяти отсюда - Музей исторического костюма. Тоже весьма внушительное здание в исключительно живописном месте.
2429.jpg

Вместо ожидаемых пышных платьев инфант Веласкеса, а также вееров и мантилий, там обнаружились преимущественно наряды эпохи рококо и ампира, примерно то, что носили герои Гойи.
2430.jpg

А также впечатляющая коллекция костюмов 20 века, например небезызвестного Кристобаля Баленсиаги. На одном из фото была замечена Айседора Дункан в платье от испанского кутюрье в обнимку с Есениным, забавно...

Наверное, про музеи Мадрида хватит уже. А Встречи - они были и за пределами Мадрида. С той легендарной, средневековой и ренессансной Испанией, увидеть которую в столице можно лишь в музеях живописи, но зато за пределами Мадрида...
И мы видели - в королевском замке Эскориал, в Алькале, Сеговии и Толедо.

Но об этом, если кому вдруг интересно, как-нибудь в другой раз.
Tags: Испания
Subscribe

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Если вдруг кому интересно.

    Выловила информацию в дружественном журнале. Билеты на выставку "Русская сказка в живописи" уже в продаже! Мы идем 23 февраля с утра - подарок к…

  • Январское "культпоходное"

    Себе на память. 12 января "Девушка с жемчужной сережкой" Уже в первые же выходные после возвращения из Израиля удалось добраться до Третьяковки,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Если вдруг кому интересно.

    Выловила информацию в дружественном журнале. Билеты на выставку "Русская сказка в живописи" уже в продаже! Мы идем 23 февраля с утра - подарок к…

  • Январское "культпоходное"

    Себе на память. 12 января "Девушка с жемчужной сережкой" Уже в первые же выходные после возвращения из Израиля удалось добраться до Третьяковки,…