Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Иерусалим - утро, день, вечер.

Хотела уместить рассказ о поездке в один пост - не получается. Так что пока - только фотоотчет о Городе. Все остальное потом, если сложится.

Очень трудно писать о таком городе.
Ибо написано - от Евангелия до Булгакова - столько, что нет уже смысла пересказывать и перечислять интересное.
Было непросто даже собраться туда (наша первая попытка провалилась - началась очередная война), еще сложнее - подготовиться к поездке. Многие френды были, но почему-то не захотели давать советы - что смотреть, куда идти.

Три купленных путеводителя тоже не помогли - от них стало только хуже: знаковые, культовые, исторические или легендарные места в городе на каждом шагу, каждый камень готов что-то рассказать. Разные знакомые (в том числе, например, живущий там родственник, который не захотел с нами встречаться) твердили в один голос, что по Иерусалиму невозможно передвигаться самостоятельно, гулять без гида, это и опасно, и непонятно, и сориентироваться самому там невозможно.

Я сунула нос на туристические форумы, где прочитала об организованных автобусных экскурсиях на 60 человек, которые принудительно возят по антикварным лавкам и косметическим магазинам, затем написала нескольким гидам и поняла, что 200 баксов за один экскурсионный день в Иерусалиме - стандартная цена. Сын мой младший, переведя сумму в рубли, категорически отказался от любых платных сопровождающих. К сему добавились еще истории о кошмарных многочасовых допросах и досмотрах в тель-авивском аэропорту, о тотальных проверках вещей в самом городе, о нечитаемых надписях и т.п.

Вот с этим-то багажом информации мы и поехали.

* * *

Паспортный контроль в аэропорту мы преодолели за пару минут: нас спросили, куда мы едем (я показала бронь отеля) и надолго ли (предъявила аэрофлотовскую распечатку), вложили нам в паспорта карточки с визой и отпустили с миром. До города мы тоже доехали без труда на маршрутке "Нешер", которая подвезла прямо к отелю.

Улочка Абарбанель, где находится наш Jerusalem Castle Hotel.

Номер в отеле, довольно милый.

Все эти пять проведенных в Израиле дней мне было безмерно радостно по, казалось бы, вполне прозаической причине: приехав из промозглой Москвы, где отметка термометра упала ниже нуля и выпал снег, я оказалась на земле, где в ноябре светило жаркое солнце, зеленели пальмы, цвели цветы, зрели лимоны и совсем недалеко от нас плескалось все еще прогретое Средиземное море. Пять дней тепла! Одного этого уже было достаточно, чтобы чувствовать себя бесконечно счастливой.

Ноябрьский Иерусалим

Надо сказать, что за все время я ни разу не пожалела о том, что мы остановились именно в Иерусалиме. Город с тысячелетней историей, многослойный, многогранный, овеянный и пропитанный бесконечным количеством событий, религий, легенд, заботливо окружил, направил и показал нам все, что посчитал нужным в этот раз. А мы, не сопротивляясь, шли туда, куда он вел.

В общей сложности мы бродили по Иерусалиму около двух дней. Увидели, конечно же, лишь малую долю того, что он хранит, и я совершенно серьезно намерена вернуться, если будет возможность (и даже обдуманно забыла в отеле один из путеводителей). Но на фотографиях покажу как бы один день Города - на самом деле собранный из снимков трех разных дней, проведенных нами здесь.

Утро

Мы встали в семь, чтобы, если повезет, попасть на Храмовую гору в те недолгие часы, когда туда пускают туристов. Кажется, с 7 до 10 утра. Это одна из тех святынь Города, которая равно дорога и иудеям, и христианам, и мусульманам. Там приносил в жертву сына библейский Авраам, там стояли оба иерусалимских храма - времен и Соломона, и Ирода, там произошло чудо Мираджа - вознесение пророка Мухаммада.

Старый город. Башня Давида у Яффских ворот.

Сейчас здесь еще безлюдно.

Нам повезло - сегодня вход на Храмовую гору открыт. С деревянного моста, по которому поднимаемся, открывается вид на Стену плача, где молятся, кажется, в любое время суток.

После внимательного досмотра и проверки паспортов, которые я предусмотрительно прихватила с собой (израильтян сюда не пускают) выходим на площадь к мечети Аль-Акса. Именно она - третья по древности и по значимости мечеть в мире.

Нас снова останавливают и требуют прикрыть руки (жара градусов 25, но я все также обдуманно положила в рюкзак куртки).

Куббат-ас-Сахра - Купол Скалы - по мнению Вадика, самая красивая, и уж точно самая заметная постройка Старого города. Это не действующая мечеть: внутри находится та самая скала, с которой взлетал Мухаммад на крылатом коне. Место оберегают, туристам внутрь нельзя.

Восемь каменных аркад-"канатиров", обрамляющих площадь, делают ее облик цельным и завершенным. Где-то я прочитала, что мусульмане считают, что в День Страшного Суда именно на этих канатирах будут закреплены весы, на которых будут взвешиваться души людей.

Мы спускаемся с Храмовой горы с другой стороны и выходим через Львиные ворота из просыпающегося Старого города. Вдалеке, за Кедронской долиной, открывается вид на Масличную гору. Здесь тоже с полдюжины святых мест разных конфессий, и все они, к нашей радости открыты и доступны: греческая церковь, гробница Богоматери, Гефсиманская часовня и Церковь Всех наций, что стоит на месте Гефсиманского сада.

Гробница Богоматери

Мозаика в церкви Всех Наций - "Моление о чаше".

Старые-престарые оливы помнят Христа, который молился здесь перед арестом.

Еще выше - монастырь Марии Магдалины, русский православный. Тут нам снова везет - он открыт для туристов всего два раза в неделю на два часа.

В ухоженном монастырском саду покой и благолепие, даже коты умиротворенные и обаятельные.

Снова идем вверх - мимо церкви Слез Господних - на панорамную площадку. Город отсюда выглядит торжественно и внушительно, но два самых ярких пятна, действительно, мечеть Скалы и православный храм. Остальное выстроено из одного и того же розовато-серого камня и сливается в нечто неделимое. "Как все серо и однообразно" - комментирует сын.
Зато величественно!

Но ветер сильный, аж сносит

Кедронской долиной, мимо горы Сион, спускаемся вниз.

День

Мы опять в Старом городе. Идем уже совсем другими улицами, но легендарные евангельские места здесь по-прежнему на каждом шагу - то часовня, на месте которой, по одной из версий, родилась Богоматерь, то тюрьма, где сидел Иисус...

Но вскоре мы устремляемся отсюда прочь, ибо тесные переулки уже плотно заполнились туристами, паломниками и покупателями сувениров, обойти которых возможно, только прижавшись к стене. Большинство улиц - большие арабские базары, где можно купить что угодно - от иконы до кипы. Хуже всего - огромная группа американских паломников, с гигантским крестом на плечах, которая вознамерилась пройти по Виа Долороза, Крестному пути Христа, повторив все те действа, что случились с ним. Ох...

Ближе к Новым воротам людей становится поменьше, можно сориентироваться.

За пределами старых стен жизнь идет своим чередом. Для кого-то здесь главная цель в том, чтобы молиться...

А кто-то привычно работает в офисе, откуда выходит в обеденный перерыв на улицу пообщаться.

Это место недалеко от Яффской улицы.

Там же - Русская больница, Троицкий храм, бывшее российское консульство и целых три бывших русских подворья, ныне не действующих.
Дальнейший же наш путь - к холму Гиват-Рам, где, как я читала, находятся самые знаменитые музеи страны.

Первый музей, куда заглядываем, - Библейских стран.

Здесь подлинные археологические находки из Египта, Ассирии, Финикии, Палестины, Вавилона и т.п. Есть симпатичные и очень внятные реконструкции хорошо знакомых мест.

Потом идем в Музей Израиля. Там можно бродить много часов - он безмерный. Мы удачно пришли сюда в день, когда он работал до девяти вечера, и увязли.

Помимо того, что сам гигантский парк располагает к прогулкам, в одном из его уголков укрылся дивный макет Иерусалима времен Ирода Великого.

Рядом - подземный Храм Книги, где хранятся свитки и пергаменты тысячелетней давности. Это лишь внешняя часть постройки, все самое интересное внизу.

Внутри же - интереснейшая археологическая коллекция древностей, чудесное собрание живописи 19 века - импрессионисты, Ван Гог и т.п. и еще много-много всего.
В этнографической части - модели синагог разных стран.
На фото - венецианская.

Вечер

Наш бывший соотечественник, с которым мы разговорились в трамвае, заметил: "Смелые вы, однако - идете вечером в Старый город". Мне и другие потом рассказывали, что в это время суток там особенно опасно.

Так вот - вечером там лучше всего! Магазины закрылись, групповых туристов и паломников увезли, по тихим улицам гуляют лишь одиночные европейские гости и немногочисленные местные жители.

Впрочем, кое-где сувенирные лавочки еще работают:

Но уже можно спокойно пройти по Виа Долороза, остановиться у знаковых часовен, поизучать надписи на стенах.

А вот и он, опасный арабский квартал. Ни одному арабу здесь нет до нас никакого дела.

Впрочем, нет: один все-таки обратил на нас внимание и показал незаметную лестницу в стене. Спустившись по ней, мы оказались у храма Гроба Господня, прямо во дворе.

Нам опять повезло - до закрытия оставалось полчаса, и мы сумели заглянуть во все уголки, крипты, часовни, которых в этом удивительном здании, похожем на небольшой город, великое множество. Все христианские конфессии имеют здесь свои, отдельные помещения.

Закрыта на ремонт Кувуклия, всегда собирающая паломников. Но те все равно находят, к каким святыням приложиться.

А здесь очередь к трещине, которая появилась в момент Воскресения.

Интереснее всего в подземных криптах - тихо, безлюдно, таинственно...

Стена плача тоже открыта вечером - после очередного досмотра мы выходим к ней, чтобы выйти из Старого города через Мусорные ворота.

Бросаем прощальный взгляд на город Давида и Храмовую гору.

Отсюда до нашего отеля - полчаса пешком темными, сонными улочками ночного Иерусалима.