Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

У Вермеера

Когда я планировала поездку в Голландию, то сразу после Амстердама в списке мест, которые я хотела увидеть, стояли Делфт и Харлем, города нежно мной любимых Вермеера и Хальса соответственно. И есть два текста, после которых мое желание попасть туда стало особенно острым: рассказ Дины Рубиной "Школа света" и очерк Петра Вайля "Портрет кирпича". Кто читал, меня поймет...




* * *

В Делфт из Гааги мы отправились... на трамвае. Маршрут №1 связывает оба эти города и приморский Схевенинген, (нам удалось в тот же вечер попасть и к морю).

Ожидала по фотографиям увидеть сонный и тихий провинциальный городок с безлюдными улицами и горбатыми мостиками, с редкими велосипедистами и с застывшей и покрытой ряской водой каналов...


Возможно, в обычное время Делфт такой и есть. Но не в субботу. Ибо нынче в центре города, на площади Маркт и на набережных вокруг нее - грандиозный блошиный рынок.

Тоже, кстати, своего рода музей под открытым небом: среди кучи немыслимого хлама и барахла вдруг замечаешь изящные кованные фигурки разных назначений, плитки и посуду настоящего делфтского фарфора (фабричного, конечно, но не китайского же, как в сувенирных магазинах), точеные бокалы старого мутного стекла, домотканые скатерти и салфетки и еще кучу всего традиционного, настоящего голландского... Мы зависли.


И только спустя некоторое время поняли, что надо бы-таки пойти посмотреть город.


Маленькие голландские города почти все устроены одинаково. В центре - обширная рыночная площадь, Маркт. Самое приметное, старое и красивое светское здание на ней - городская ратуша. Здесь же - кафедральный собор: голландские протестанты в пику католикам редко давали им имена. Просто Nieuwe Kerk - Новая церковь. Или Oude Kerk - Старая.

В делфтской Ньивекерк - редкая возможность взглянуть на город с высоты: с ее колокольни он кажется совершенно игрушечным. (Племяшка, разглядывая эти фотографии видов сверху, приняла их за продолжение парка Мадуродам - "Голландия в миниатюре", настолько похоже).

Мы не дошли до того места, откуда Вермеер увидел свою роскошную панораму Делфта.


Но все то же самое мы наблюдали с колокольни Ньиве Керк.


* * *

За всей этой красотой не сразу вспоминаешь, что приехал в город Вермеера. Между тем тот, кого с легкой руки М.Пруста прозвали "делфтским сфинксом" (ибо сведений об этом мастере так же ничтожно мало, как и его сохранившихся полотен) - фактически, гений этого места. Если верить церковным записям, в Делфте он родился, женился, вступил в братство Святого Луки, а впоследствии и стал его главой, торговал, подобно своим предкам, картинами и антиквариатом, умер и похоронен. Здесь появились на свет все его дивные холсты, а также пятнадцать детей, из которых одиннадцать стали взрослыми, а некоторые и продолжили отцовское дело.

Собственно, и сюжеты его картин мало чем отличались от тех, что писали другие бесчисленные голландские художники 17 века - так называемые "малые голландцы": обыденная, уютная бюргерская повседневная жизнь. Если бы не...

...свет. Чистый и нежный, воздушный и теплый, падающий почти всегда слева, чтобы нам удобно было читать картину, он ведет зрителя от одной детали к другой, мягко подсвечивая каждую. Он просачивается сквозь занавески и дробится поверхностью стекла, отражается в зеркалах и искрится на меховых отделках женских накидок, рассыпается бликами на жемчуге и искрами на гладких керамических стенках горшков и мисок.

Совсем не похоже на резкий, драматичный и нервный пастозный свет рембрандтовских картин. Ровное и мирное сияние дня, тишина, покой.



Но увидеть его можно лишь в подлинниках, каковых чуть более сорока по всему миру. Неприметное движение кисти, россыпь хрупких пуантилистических мазков, собирающихся в мягко светящиеся поверхности простых предметов.
Наверное, не случайно толпы людей замирают у неброской "Молочницы", не в силах оторваться от созерцания простых, но столь прекрасных вещей...
Фрагмент "Молочницы" из Рийксмузеума



Рядом с Ньивекерк небольшое здание - бывшая Гильдия святого Луки в Делфте. Сегодня здесь центр Вермеера. В нем нет картин, но воссоздано рабочее место мастера, подробно рассказывается о том, как он изучал перспективу, использовал камеру обскура, из каких пигментов смешивал свои удивительные краски, о его героях, о символике его картин.

Кусочек экспозиции:


Правда же, похоже?


На первом этаже - копии его полотен, разбросанных по музеям мира.

Приметнее всех беспощадно растиражированная в Голландии "Девушка с жемчужной сережкой".


Тут я могла бы надолго зависнуть с историями - легендарным ореолом картина уступает разве что "Джоконде" Леонардо.
Сотни разных людей веками строят догадки о юной красавице, в чьем ухе - дорогущее украшение Катарины Вермеер, жены мастера (на нескольких портретах можно увидеть на ней эти серьги в комплекте с не менее ценным жемчужным колье с атласными желтыми лентами). Версий множество - от банальной: просто старшая дочь в материнских драгоценностях (правда, непохожа), до затейливой, что использована в книге Трейси Шевалье. Книгу эту, кстати, продают в сувенирных и околомузейных магазинах Голландии - на всех языках.

Лицо вермееровской девушки - на таком количестве разнообразных предметов, от магнитиков до уличных шарманок, что бедняга Вермеер пришел бы в ужас, наверное, увидев такое.
Впрочем, нет, он же был успешным коммерсантом, возможно, понял бы.

Уличный орган в Делфте:


А сама она - в Гааге, в Маурицхейсе.

* * *

Еще одно связанное с Вермеером место в Делфте - старая церковь, Oude Kerk.

Снаружи - отменно покосившаяся колокольня (в просторечии - "Кривой Ян"), покруче всякой Пизанской башни.
На моем фото она, правда, малость выпрямилась. Обычно бывает наоборот...


Внутри - такая же просторная, наполненная сиянием и прозрачным воздухом, как и Новая. Как, впрочем, и все голландские церкви, попадая в которые, начинаешь понимать, откуда весь этот разнообразнейший и восхитительный свет в их живописи.


Вермеер похоронен здесь, со всеми почестями, за его могилой ухаживают и регулярно обновляют резную каменную плиту с семейным гербом.


В Аудекерк нас ждал сюрприз - концерт "живой музыки": органист, флейтист и вокалистка. Букстехуде, Бах... Остались слушать и рисовать.


Настино:



* * *

А потом сходили еще и в Принценхоф. Это, собственно, средневековый монастырь святой Агаты, а позже здесь несколько лет жил принц Вильгельм Оранский по прозвищу "Молчаливый", один из лидеров Нидерландской революции и освободительной войны против испанцев. Здесь, в так называемом "Зале смерти" он был убит, и на стене есть следы от пуль.

Принценхоф


Жизни Вильгельма Молчаливого посвящена лишь часть экспозиции городского музея. А еще в нем - история и лучшие образцы знаменитого делфтского фарфора, который появился благодаря криминальному вывозу из Китая секрета его изготовления.
Сперва здешние мастера копировали китайские образцы, затем сложилась собственная образная система, столь знакомая нам по некоторым питерским интерьерам или голландскому домику в Кусково.

Фарфор - вторая, после Вермеера, визитная карточка города.


Керамическая скамья в парке Принценхофа:


Впрочем, с "делфтским сфинксом" нам и здесь пришлось встретиться. Мы попали на дивную выставку живописи и рисунка "Vermeer is coming home". Я только дома выяснила, что мы оказались на ней в предпоследний день ее работы. Те же очертания бюргерских особняков, которые мы только что фотографировали на улицах, - на картинах делфтских художников: Питера де Хоха, Карла Фабрициуса, Корнелиса де Мана и других. Сюда же привезли из Рийксмузеума прекрасную "Улочку" Вермеера. Так что нам удалось-таки встретиться с подлинником мастера в его родном городе.


А потом до самого вечера мы рисовали на берегу одного из каналов Делфта.

Здесь, по идее, должен быть мой рисунок, но все, что я наваяла в Голландии, кажется мне нынче столь тусклым и малоинтересным рядом с Настиными дивными этюдами, что я выложу лучше ее картинку.


Ура, Настя разрешила использовать ее рисунки.
Tags: Голландия
Subscribe

  • Испанское, студийное.

    Я в последнее время так много писала про Испанию, про Веласкеса уж точно в мадридском отчете , про Эль Греко - тоже хотела сделать, из…

  • Быстро и сумбурно о четвертом путешествии лета.

    Я была уверена, что после полутора месяцев захватывающих городских прогулок с рисованием к августу захочется просто моря. Так и планировала - две…

  • (no subject)

    Мы-то думали, что ничего не бывает страшнее жаркой августовский Барселоны, изнемогающей от нашествия туристов. Оказывается, бывает. Это пасмурная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Испанское, студийное.

    Я в последнее время так много писала про Испанию, про Веласкеса уж точно в мадридском отчете , про Эль Греко - тоже хотела сделать, из…

  • Быстро и сумбурно о четвертом путешествии лета.

    Я была уверена, что после полутора месяцев захватывающих городских прогулок с рисованием к августу захочется просто моря. Так и планировала - две…

  • (no subject)

    Мы-то думали, что ничего не бывает страшнее жаркой августовский Барселоны, изнемогающей от нашествия туристов. Оказывается, бывает. Это пасмурная…