Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Category:

Шань-шуй

Вступление.
"Взгляни в лицо горе - тупа вершина.
А сбоку погляди - гора остра.

Пойдешь навстречу - и она все выше,
Пойдешь назад - и ниже та гора...

О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же - в этом суть.

А превращенья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть."

Су Ши, китайский поэт и живописец 11 века





Древний китайский живописец никогда не стал бы рисовать под открытым небом, на виду у всех. Не сел бы за заляпанный краской мольберт, не швырнул бы небрежно растрепанную кисть в банку мутной воды. Любая вещь, которой касаются руки художника, должна быть прекрасна.

После неспешной и приятной прогулки, во время которой он с наслаждением созерцал красоту гор и потоков, мастер уединялся в тишине кабинета, предаваясь философским размышлениям о совершенстве и гармонии мира, и в его воображении рождался дивной красоты пейзаж. В нем воплощались и традиции нескольких предшествующих поколений живописцев, и его личные впечатления от увиденного.



В кабинете китайского художника живут сокровища. Бамбуковые кисти из разных сортов шерсти - от жесткой свиной щетины до нежнейшего козьего волоса. Украшенные золоченым узором тонкие плитки твердой черной туши. Хрупкая рисовая бумага. Нефритовая тушечница, на которой расслабленно и медитативно растирается специальным камнем кусочек туши с каплями воды, пока Творец мысленно обдумывает композицию будущего свитка.

Ибо мастер из Поднебесной не рисует с натуры. Он творит пейзаж как стихи (недаром каждый живописец должен быть одновременно и поэтом). Сперва в далекой выси воздвигаются высокие горы, слоями, громоздясь друг на друга заоблачными кручами. Затем возникает "ближняя даль" - холмы, равнины, ущелья, острова... Между ними сами собой, чудесным образом возникают "вены дракона" - многочисленные водные потоки, озера, ручьи, водопады.



Если горы - это мощь, движение, активная сила "ян", то вода - пассивное начало "инь", и лишь в их гармоничном сочетании может родиться безупречный пейзаж, который в Китае обозначают двумя иероглифами - "шань" и "шуй", "горы-воды".



Волшебный мир гор и вод заселяется его обитателями. Ни постройки и мостики, ни деревья, кустарники и травы, ни даже люди, животные и птицы не разрушают своим видом совершенный облик природы, а лишь украшают и дополняют его, создавая дивную картину мира.



Сам же мастер должен равно виртуозно владеть тремя совершенствами - не только живописью и поэзией, но еще и каллиграфией, ибо лишь так можно запечатлеть на уже готовом творении родившиеся одновременно с созданием пейзажа стихотворные строки.


А затем из множества личных символов-печатей выбрать один или несколько...


...и зафиксировать на завершенном свитке.


Последние две недели все мы были китайскими живописцами, и вот результаты.

Пейзажи малышей красочно-жизнерадостны, они полны движения и звуков, детальны, насыщенны, ярки...
(слева направо авторы: Бобряшова Яся; Николаев Миша, Кукало Настя, Сметанина Тамара)


Первоклашки - самые креативные, у них хватает фантазии на то, чтобы заселить пейзаж разнообразной живой жизнью вместо не очень понятных поисков совершенной гармонии.
(Быкова Василиса, Грачева Полина, Густова Саша, Фроленко Ника)


Чем взрослее авторы, тем в их пейзажах больше созерцательности и меньше суеты.
(Второклассники - Садыкова Эля, Сапрыкина Милана, Ниязматова Милана, Голосина Ксюша)


Этим авторам по девять. Иванова Лиза, Перфильева Таня, Ниязматова Адель, Бычкова Уля


Самые старшие, десяти-одиннадцатилетки, задумчиво-поэтичны, они ищут композиционной красоты, экспериментируют с колористической гаммой.

Вот "теплые" варианты пейзажа.
(Воробьева Саша, Дышковец Соня, Тычкина Лена, Федина Катя)


"Холодные"
(Беликов Миша, Ивлева Ника, Агафонова Настя, Савин Миша)


И монохромные, самые "аутентичные".
(Андреева Уля, Воробьев Жора, Новичкова Ксюша, Ивлев Ваня)


При том, что мы старались следовать традициям и иконографии пейзажа эпохи Тан или Сун, соблюдая все обязательные правила подобной стилизации, манера у каждого автора все равно осталась его собственной, единственной в своем роде и неповторимой.

Тем и ценны подобные работы.
Tags: Китай, студия
Subscribe

  • Ассизи

    Конечно же, отправляясь в поездку, я примерно знала, что увижу и куда идти. Помимо всяких тревел-ресурсов и дивного сайта "отзыв.ру", где добрые…

  • День в Перудже.

    Вот честно, объездив больше полусотни итальянских городов, не могу вспомнить ни одного похожего на Перуджу. Что ее отличает - абсолютно уникальный ли…

  • Из Кампании, заключительное. Амальфитана.

    С детства я питаю нежную привязанность к русским живописцам первой половины 19 века. Тем самым, которые по окончании Академии художеств получали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ассизи

    Конечно же, отправляясь в поездку, я примерно знала, что увижу и куда идти. Помимо всяких тревел-ресурсов и дивного сайта "отзыв.ру", где добрые…

  • День в Перудже.

    Вот честно, объездив больше полусотни итальянских городов, не могу вспомнить ни одного похожего на Перуджу. Что ее отличает - абсолютно уникальный ли…

  • Из Кампании, заключительное. Амальфитана.

    С детства я питаю нежную привязанность к русским живописцам первой половины 19 века. Тем самым, которые по окончании Академии художеств получали…