Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Category:

Про музеи Венеции.

Раз обещала - напишу, пусть будет. Если что, самой потом перечитать интересно.


Когда я спрашивала, в какие музеи народ ходил в Венеции, мне чаще всего отвечали - ни в какие. Очереди везде, говорят.

Скажу сразу, что в январе ни в одной очереди в музей нам стоять не пришлось, зато погода порой была такая, что в тепле и под крышей всяко приятнее...

* * *

Как любитель живописи с многолетним стажем, я первым делом поволокла сына в мекку венецианского искусства - Галерею Академии. Она не входит в число муниципальных музеев, куда можно попасть по комплексному билету. Но для меня она из числа тех мест, куда нужно идти обязательно и в первую очередь.


Потому что настоящее, старинное, венецианское - здесь!
И почти иконописные алтарные образы неумелых мастеров дученто.
И Карпаччо - в частности, цикл больших полотен из жизни святой Урсулы, с избиением девственниц в Кельне, да...
Нежнейшие мадонны Беллини в идиллических ландшафтах венецианской Террафермы.
Величественный Веронезе. Его "Пир у Левия" - настоящее торжество венецианских застолий эпохи чинквеченто.


Стремительно пикирующие среди вспышек неземного света святые и ангелы Тинторетто.


Возникающие из темноты, словно отражения в старых венецианских зеркалах, лица с портретов Тициана.
Божественный Джорджоне, столь же виртуозный, как Леонардо, столь же трепетный как Рафаэль (с ним даже путали), таинственный и не понятый до конца. У маленькой "Грозы" можно стоять долго, вглядываясь.


Крылатые львы, пожилые дожи, апостол Марк и прочие святые и мученики, вся живописная Венеция от средневековья до 18 века, времени ее заката...

Это тоже Карпаччо. Суровый такой символ Венеции.


* * *

Две самых полезных и осмысленных покупки, которые мы сделали в Венеции на второй день после приезда (в первый мы просто ошалело шатались по городу, никуда не заходя), выглядят примерно так:


То, что справа, - это транспортный проездной. Снизу, отмеченный буквой "R", - Вадькин, который по специальной молодежной карте обошелся в два раза дешевле обычного. Транспорт в городе только водный, и с этими билетами мы перемещались по каналам и водам лагуны, ездили на острова, совершали мелкие переправы с берега на берег и с острова на остров, и наплавались на всяких корабликах, наверное, на год вперед, умудрившись растянуть 72-х часовую карту на четыре дня.

То, что слева - Museum pass, билет в двенадцать разных мест, в том числе музеи на островах Мурано и Бурано. Поскольку вход в каждый венецианский музей стоит для взрослого 10 евро, можно оценить, как быстро окупится такая карта.

Недостаток лишь один - на самом деле музеев в Венеции гораздо больше, а карта эта довольно жестко определила наш маршрут по городу.

Первым был, понятно, дворец Дожей. Из всех венецианских музеев на самом деле только сюда и бывает очередь, и лишь в высокий сезон.
Вид на дворец со Славянской набережной:


Но если купить Museum Pass где-нибудь еще (в любом из двенадцати музеев), в очереди уже можно не стоять. Зато это лучшая возможность увидеть Венецию "изнутри". Я, кажется, уже писала не один раз, что она тесна и узка на улицах и в переулках, зато интерьеры ее палаццо поражают немыслимым размахом и простором, невиданной высотой потолков и обширностью залов. К палаццо Дукале это все относится в первую очередь.

Старинная гондола во дворе - когда-то они были с крышей.


Беломраморный внутренний двор с парадной Лестницей гигантов, на которой короновались дожи - венецианские правители, - сразу настраивает на неспешное и торжественное движение по ступеням и затем - по парадной анфиладе зал, украшенных резными деревянными панелями, позолотой и гигантскими живописными полотнами, от Веронезе до Тьеполо: Зал Сената, Зал Большого совета, Зал Совета десяти, Зал Коллегии - один блистательный интерьер сменяет другой, роскошь слепит глаза, шею ломит из-за постоянно задранной к потолку головы.


Но это лишь одна сторона жизни дворца венецианских правителей. Есть и другая - секретная. Нам не дано было ее увидеть, я лишь читала об этом. Весь дворец пронизан тайными ходами, и по ним даже водят экскурсии - на итальянском и английском.

Это зал с потайной дверью, замаскированной под дверцу шкафа.


Из зала Голосований через узкий коридор можно выйти на знаменитый Мост вздохов, ведущий в соседнее здание Новой тюрьмы по ту сторону Дворцового канала.
Сквозь двойную решетку мостика, где вздыхали, уходя в камеры, заключенные, любопытно наблюдать за туристами на набережной, фотографирующими мостик снаружи.


Про тюрьму я вроде писала уже, зрелище нерадостное, не зря Казанова отсюда сбежал при первой удобной возможности.


На противоположной стороне площади Сан Марко - музеи Коррер. Там почти безлюдно. В тишине старинных залов можно познакомиться с историей Венеции с древних времен до наших дней.
Несмотря на то, что не существовало античной Венеции (она возникла лишь в 6 в.н.э.) собрание Археологического музея города вполне может поспорить, к примеру, с галереей Палатина в Риме – здесь и римские статуи, и саркофаги, и аттическая и этрусская керамика. В экспозиции истории Венецианской республики есть залы, посвященные мореплаванию и географическим открытиям, колониальной жизни, войне и миру по-венециански, истории освободительного движения.

Из музея Рисорджименто:


Туфелька венецианки:


Здесь же - чудесная пинакотека, главным украшением которой служат "Две венецианки" Карпаччо, которых долго считали куртизанками, а они оказались вполне добропорядочными матронами, упитанными и скучающими. Но картина прелестная, тем не менее.


* * *

Если честно, если бы не "Museum pass", в некоторые места мы, наверное, и не заглянули бы. Но благодаря карте наши блуждания по венецианским музеям вышли куда более разнообразными, чем если бы я сама выбирала, куда пойти.

Впрочем, Ка'Редзонико - типичное палаццо 18 века - я, наверное, не пропустила бы.


За этими стенами прячется настоящая Венеция 18 века - эпохи упадка Республики -город, где по несколько месяцев продолжались маскарады, где жили тысячи куртизанок, а в больших игорных домах по берегам большого канала просаживались состояния; Венеция барокко и "шинуазри", театра дель арте и Казановы - во дворце собран подлинный 18 век, от мебели до посуды.


В одном из залов - лучшее собрание картин Пьетро Лонги, настоящего певца карнавальной Венеции. В здешней коллекции живописи - и Гварди, и Тьеполо, и Каналетто. А также китайский фарфор, муранское стекло и даже театр марионеток.

В палаццо Пезаро на Большом канале - сразу два музея: современного искусства и Востока.


Современным у итальянцев, как я понимаю, считается уже и 19 век. Поэтому в коллекции и импрессионисты, и Климт, и ранний Шагал.
И Роден.


Внезапно обнаруживаем картину нашего Александра Дейнеки.


Восточная коллекция - преимущественно японская, небольшая, но очень стильная. Тут я зависаю.
Какие там нэцке! Вот, например. Прямо с гравюр Хокусая, а?


Палаццо Мочениго называют музеем истории костюма, но это не совсем так. Скорее, это музей венецианского быта. Нет, платья там тоже есть - те самые, с панье и "складкой Ватто". И образцы тканей, атласные камзолы, и кружевные жабо, и знаменитые жилеты - целый зал!


Но есть и старинные зеркала, и люстры-канделябры, и инкрустированные ларцы, и фарфоровые сервизы, и резные столики в стиле рококо.


И потрясающе интересные залы, посвященные парфюмерии - с образцами духов, и сырьем для них, и мастерской венецианского парфюмера, а запахи трав там витают в воздухе...


Духи:


Мне иногда казалось, что для венецианцев важно не столько содержание музейных витрин и ценность экспонатов, сколько само оформление залов, дизайн, стиль, свет.
Особенно остро я ощутила это в Музее естественной истории, который находится в здании бывшего Турецкого представительства - Фондаго деи Турки.


Это удивительное место с очень сложной - и технически, и по дизайну - экспозицией, с интерактивными экспонатами. В отличие от множества подобных музеев, здесь предполагается не просто знакомство с историей эволюции или с растительно-животным миром венецианской лагуны. Каждый из залов заставляет, застывая от удивления, вновь и вновь восхищаться красотой мира вокруг нас.


Магическая комната: если произвести пассы руками над этим кругом, на стене возникают картинки - то морских обитателей, то земноводных, то растений, то облаков... Вадик пошаманил там в свое удовольствие.


Зал подводного мира


Зал обитателей неба


Зал растений

А в подвале - аквариум!

Из музеев, входящих в карту, мы поцеловали дверь лишь в двух - в Доме Гольдони (куда я очень хотела) и в Морском музее (куда очень хотел Вадик).

Зато мы сходили в гетто и в Еврейский музей, не включенный в Museum pass. Но там снимать не разрешили и в синагогу не пустили.

Так что вместо музея - вот вам витрина магазина муранского стекла оттуда.

Симпатичная, правда?
Tags: Венеция, Италия_путешествия
Subscribe

  • Понедельничное.

    Так получилось, что на этой неделе было много прекрасного. И природного, и рукотворного. Захотелось поделиться. Красота нынче всюду: глаза любуются…

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Жизнь и приключения преподобного Сергия ...

    .. и других персонажей эпохи монгольского завоевания Руси. Рисунок Риты Селитренниковой, 9 лет В последние три недели мы изучаем не самую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Понедельничное.

    Так получилось, что на этой неделе было много прекрасного. И природного, и рукотворного. Захотелось поделиться. Красота нынче всюду: глаза любуются…

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Жизнь и приключения преподобного Сергия ...

    .. и других персонажей эпохи монгольского завоевания Руси. Рисунок Риты Селитренниковой, 9 лет В последние три недели мы изучаем не самую…