Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Category:
  • Mood:

Из ГМИИ - как всегда с особой любовью

Все-таки Музей изобразительных искусств имени Пушкина - самый уникальный, единственный, неповторимый и исключительно своеобразный музей.
Я не устаю в этом убеждаться, постоянно сталкиваясь с этим его своеобразием - и все не могу привыкнуть.

Я смирилась с его труднодоступностью для экскурсий - и стала искать окольные пути. Благодаря Оле stepnaya (спасибо ей большое несмотря ни на что!) мы вышли на экскурсовода, с которым за немаленькую, скажем так, сумму нам удалось договориться о двух экскурсиях - для группы детей и их родителей.

Я была счастлива безмерно. Хоть двадцать человек, думала, но отвезу теперь посмотреть на египетскую мумию, античные вазы, подлинники эпохи Возрождения, на Рембрандта и Рубенса. Мой восторг передался родителям и детям, которые ехали в музей в предвкушении увлекательного путешествия. Состояние эйфории не покидало до самой двери в экскурсбюро, куда я вошла с привычным трепетом - уж сколько раз меня посылали здесь о-очень далеко.

У этой роковой двери мы и ожидали нашего экскурсовода. Примерно с полчаса, поскольку приехали рано. Появившаяся вовремя "напарница" предложила разбиться на смешанные группы и забрать одну. Я робко заметила, что для детей экскурсию надо вести несколько иначе, чем для взрослых. "Это ВЫ так думаете" - снисходительно заметила дама. И это была лишь первая, довольно слабая волна презрения, полученная мною в этот раз.

Мне-таки удалось отправить с нею родителей. Второй экскурсовод, с которой мы. собственно, договаривались, проскочила мимо, пробурчав на ходу: "Когда будете готовы - зовите" - при том, что дети уже минут пятнадцать были в полной боевой готовности.

Я кинулась за ней, чтобы сообщить, что давно ждем. "Расплачивайтесь" - небрежно бросила она, и сосчитав деньги, поинтересовалась тематикой нашей экскурсии.
Я попросила обзорную по музею до 17 века включительно.
"Думаете, ваши дети отличают 17 век от 18-го?" - первая реакция на мою просьбу. И это - еще не видя детей.
Я объяснила, что мы полгода изучали искусство Возрождения, а теперь знакомимся с классической эпохой.
"Да они в этом возрасте даже слова такого не понимают - "возрождение", - с непередаваемым снобизмом парировала дама.
Сидевшие вокруг музейные работники иронически ухмылялись.
"Ну что ж, пойдемте, вы поймете, что ничего из этого не выйдет. И реакцию моих коллег вы видели" - резюмировала дама и повела детей по музею.

То, что было дальше, назвать экскурсией довольно сложно. Это был экзамен или допрос с пристрастием. Негромко, очень строго и въедливо, она задавала детям вопросы, вытаскивая чуть ли не за руку тех, кто прятался, разворачивая того, кто имел неосторожность отвернуться: "Как назывались египетские служители богов", "Как сейчас называется Ассирия", "Чем стиль этих ваз отличается от того", "В какой технике писались иконы" и т.п. Вопросы сыпались один за другим. В зале итальянского Возрождения, проигнорировав Боттичелли (хотя кто-то из ребят ей в спину просил остановиться) и Себастьяно дель Пьомбо, она расспрашивала их почему-то лишь о сундуках и сейфах. Надо отдать должное моим детям - они ответили почти на все вопросы без моих подсказок. Но за полчаса опроса в таком сумасшедшем ритме они стали уставать.

Не дойдя до залов 17 века, она бросила нас в Итальянском дворике, сказав: "Оставляю вас на волю вашего педагога" и исчезла. Дети радостно загудели и с новыми силами бросились смотреть античные статуи, фламандцев и - о счастье - Рембрандта. Полушепотом, давясь словами, я выплескивала им все, что могла, о его картинах, в ужасе ожидая, что кто-нибудь сейчас потребует разрешения на проведение занятия.

К счастью, обошлось. Когда мы шли к выходу, я спросила, понравилась ли экскурсия. "Разве это была экскурсия?" - удивились мои студийцы, - "Она же только спрашивала". Одна из девочек сказала, что интересно стало, только когда я начала рассказывать. На мое предложение посмотреть с этой дамой в следующий раз другие залы музея, дети отреагировали скептически.

Я ко многому привыкла в этом музее. И к тому, что совсем нельзя фотографировать. И что на пол садиться детям категорически запрещено. И что даже задетая по неосторожности ребенком веревка, ограждающая экспонат, вызывает поток бурных замечаний смотрителя, который ходит по пятам с настойчивостью заправского секьюрити. И что детям здесь не просто не рады, но боятся и, кажется, ненавидят.

Но это общее пренебрежение: вот, мол, глупые провинциалы, думают, что что-то понимают в искусстве, надо бы поставить их на место и т.п. - окончательно выбило меня из колеи. Нам очень нужен этот музей, детям необходимо видеть подлинники, только так они научатся понимать искусство. Поэтому, видимо, все это придется съесть и смириться. Но трудно...

Взрослые возвращались домой довольные. Им экскурсия очень понравилась.
Tags: экскурсии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →