Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

Талашкино

Так вышло (не то, чтобы совсем случайно), что буквально с разницей в неделю я побывала в двух "мекках" русского модерна - сперва в Талашкино под Смоленском, а затем - в Абрамцево под Москвой. Посещение обоих для меня попадает в разряд "паломничества по святым местам", ибо это не только встреча с бесконечным количеством всяческой рукотворной красоты, но и погружение в особенный мир, где тени великих, бывавших здесь, совсем близко от тебя...



Автобусы в Талашкино от смоленского автовокзала бегают каждые двадцать минут. Старенькие пазики везут за город за тридцать рублей (по городу - вообще 14). Полчаса - и мы в том самом месте, где некогда стояла огромная усадьба, которую в 90-е годы позапрошлого века посещали музыканты и поэты, художники и скульпторы, нынче же это ничем не примечательный поселок.
3061.jpg

Все интересное, что связано с талашкинским художественным кругом и деятельностью Марии Тенишевой, хранит хутор Фленово, расположенный в паре километров от поселка. Там-то и находится музейный комплекс "Теремок", куда мы отправились пешком через окрестные поля и луга.
3062.jpg

Путь во Фленово среди цветущих лугов и по тополевой аллее настолько хорош, что даже становилось жаль обгоняющих нас автомобилистов, лишивших себя такой приятной прогулки.
3086.jpg

Талашкинские пейзажи:
3084.jpg

И вот мы у цели. Здесь не берут платы за вход, и, пройдя через ворота, мы попали в уютный парк на берегу небольшого пруда с цветущими яблонями и вишнями, где и приютился Теремок, в честь которого назван весь музей. За ним на холме виден купол церкви Святого Духа, а немного правее - здание Сельскохозяйственной школы. Собственно, это все, что осталось от некогда внушительного хозяйства преуспевающего коммерсанта князя Вячеслава Тенишева и его супруги.
3085.jpg

Сама хозяйка встречает гостей на парковой аллее.
"Здравствуйте, Мария Клавдиевна!"
3064.jpg

Мария Тенишева - совершенно потрясающая. Пожалуй, немного найдется в европейской истории женщин, чья деятельность имела бы подобный размах и масштаб.
В молодости она получила профессиональное музыкальное образование в Париже, обладая уникальным голосом и редким актерским мастерством. Живописи и рисунку она обучалась в знаменитом училище Штиглица.

Выйдя замуж за князя Тенишева и став обладательницей немалого состояния, она, с согласия мужа, заняла весьма почетное место в ряду крупнейших российских меценатов. Одна из основательниц журнала "Мир искусства", организатор многочисленных выставок русского искусства, включая Всемирную выставку в Париже, Мария Клавдиевна помогает молодым непризнанным художникам, приобретая их работы. Среди них - Врубель, Бенуа, Сомов, Бакст, Поленова, Малютин, Рерих и множество других, впоследствии громких имен.

В своем имении Тенишева строит жилье для рабочих, больницы и столовые, организует собственный театр (в котором и сама выступала), а во время русско-японской войны открывает в Талашкино один из первых в России частных лазаретов для раненых. Но еще больше впечатляют ее образовательные проекты - сельскохозяйственные школы, где бесплатно обучались крестьянские дети - как мальчики, так и девочки, - причем не только грамоте, но и ремеслам, и рисованию, и музыке; технические училища в Смоленске и Петербурге, художественные мастерские.

Мария Клавдиевна прекрасно рисовала, была талантливым керамистом, большую часть жизни посвятила изучению эмальерного искусства и сама совершенствовала технику эмали. Как художник и исследователь, она была избрана членом нескольких европейских академий, защитила докторскую диссертацию в Московском археологическом институте под названием "Эмаль и инкрустация". Ее работы выставлялись в европейских столицах.
Эмалевое панно работы Марии Тенишевой в Теремке:
3074.jpg

За свою жизнь она собрала редкую коллекцию живописи, предметов русской старины и в 1911 году подарила ее городу Смоленску, который стал обладателем уникального музея "Русская старина" - первого в России общедоступного музея народного искусства.

Здание музея "Русская старина" в Смоленске - теперь здесь ничего не осталось от той коллекции.
3087.jpg

Немудрено, что путь Марии Тенишевой пересекся с самыми известными мастерами той эпохи - Репиным, Серовым, Врубелем, Коровиным, Васнецовым, Рерихом и многими другими. Почти каждый из них написал один или даже несколько ее портретов.
Самый симпатичный из них, как мне кажется, все-таки серовский:
3088.jpg

Во Фленово открыты для посещения две экспозиции - Сельскохозяйственная школа и Теремок. Мы идем сперва в школу.
3065.jpg

В начале века Фленово было "школьным городком" при Талашкине: просторное двухэтажное здание самой школы, общежитие для учеников, которые принимались сюда на полное довольствие, столовая и кухня, мастерские - столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. Все эти традиционные народные ремесла входили в программу школьного обучения.

Рабочие инструменты талашкинских мастерских:
3068.jpg

И "готовая продукция":
3067.jpg

В школе были физическая и химическая лаборатории, отличная библиотека, метеорологическая станция, опытные поля, сад с огородом и пасека. Дети, которые здесь учились, получали и общее, и профессиональное образование, а в дальнейшем Тенишевы помогали им и с трудоустройством, и - самым способным - с дальнейшим обучением, оплачивая его.

Класс:
3069.jpg

У этой доски дети отвечали урок сто лет назад:
3066.jpg

Здесь же - "театральный" зал, где можно увидеть макет не сохранившегося здания талашкинского театра. Оно было расписано, украшено резьбой, панно оттуда - с изображением Баяна и Садко - и нынче хранятся в музее. Актерами театра были ученики и ученицы здешней школы, а также учителя и гости хозяев. Сама Тенишева часто становилась режиссером и исполнительницей некоторых ролей. При школе она создала еще и оркестр народных инструментов, где тоже играли ученики.

Панно Сергея Малютина и театрально-концертные костюмы:
3070.jpg

Сказочный Теремок - гордость Талашкина - связан прежде всего с именем художника Сергея Малютина, сотворившего это чудо. По приглашению Тенишевой он переезжает сюда с семьей и руководит работой здешних мастерских.
3063.jpg

Фантастические существа по мотивам старинной резьбы и росписей - неотъемлемая часть "неорусского" направления модерна.
3079.jpg

Жар-птица - любимый мотив Сергея Малютина:
3080.jpg

Интерьеры Теремка:
3073.jpg

3075.jpg

Художник стал добрым гением Талашкина - он оформлял постройки в имении и на хуторе, украшал дом Тенишевых, построил театр и разработал проект церкви Святого Духа. Он учил самых талантливых детей, вырезал мебель, сундуки, игрушки (кстати, повсеместно считающаяся исконно народной Матрешка - тоже малютинское творение).
3076.jpg

"Садко" - керамическое панно работы Малютина.
3071.jpg

Одним из первых приехал в Талашкино Михаил Врубель. Здесь он написал картины "Пан" и "Валькирия" (которую тоже считают портретом Тенишевой). Хозяйка поделилась с художником идеей создания оркестра расписных балалаек, и Врубель придумал удивительные росписи для них. Их тоже можно увидеть в здешнем музее.

"Царевна-лебедь" - одна из врубелевских балалаек:
3072.jpg

Очень тесные отношения сложились у Тенишевой с Рерихом, он называл Талашкино "родником красоты жизни". Художник разработал эскизы росписи храма, который должен был стать одновременно и усыпальницей князя Вячеслава Тенишева, умершего в 1903 году. Храм Святого Духа был построен Сергеем Малютиным в традициях народного зодчества и вобрал в себя все процветавшие в Талашкине виды искусства - архитектуру, керамику, эмаль, художественное шитье, роспись, чеканку, ковку.
3082.jpg

Мозаика "Спас Нерукотворный" была сделана Рерихом на портале церкви.
3081.jpg

Но воплощая собственную идею о единстве религий, Рерих допустил отступления от православных канонов, поэтому храм так и не был освящен.

В Теремке хранятся и васнецовские эскизы росписей храма:
3077.jpg

Дальнейшая биография Марии Тенишевой похожа на судьбы большинства русских меценатов-благотворителей - Дягилева, Рябушинского, Щукина и т.п. После октябрьского переворота она покинула Россию, и была здесь благополучно и надолго забыта...

...Мы возвращались из Талашкина по той же тополевой аллее и солнечной дорогой среди полей.
Я сбыла свою давнюю мечту, и реальность не разочаровала. Место и правда дивное.

А про Абрамцево тоже попробую написать, если удастся выкроить время.
Tags: Путешествия по России, Смоленская область
Subscribe

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Жизнь и приключения преподобного Сергия ...

    .. и других персонажей эпохи монгольского завоевания Руси. Рисунок Риты Селитренниковой, 9 лет В последние три недели мы изучаем не самую…

  • Пусть побудет тут наша учебка.

    Хотя бы до 26 февраля. Работа Ксюши Горбачевой, 10 лет. Холст, масло, 30х40 Новое полугодие мы начали с разговора о России домонгольской - о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Жизнь и приключения преподобного Сергия ...

    .. и других персонажей эпохи монгольского завоевания Руси. Рисунок Риты Селитренниковой, 9 лет В последние три недели мы изучаем не самую…

  • Пусть побудет тут наша учебка.

    Хотя бы до 26 февраля. Работа Ксюши Горбачевой, 10 лет. Холст, масло, 30х40 Новое полугодие мы начали с разговора о России домонгольской - о…