Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:
  • Mood:

Испанское-2


Испания открывает наше путешествие по веку семнадцатому.

До 1600 года на фоне простоватой испанской готики титанически выделяется лишь одинокая, экзотическая и экстатичная фигура чужеземца Эль Греко.

Но, видно, некие ангелы слетелись в Испанию в самом конце 16 века, ибо тогда-то они и родились один за другим – ее великие мастера: Рибера, Сурбаран, Алонсо Кано…

Был в их числе и тот, кто достиг в искусстве живописи восхитительного совершенства и при этом умудрился прожить счастливую, достаточно безмятежную и безбедную жизнь, не впав в безумие или исступленный религиозный фанатизм, не конфликтуя с внешним миром и оставаясь во внутренней гармонии с самим собой. Это Диего Веласкес, о котором очень хочется рассказывать долго и пафосно. (Но нужно остановиться, а то занесет в сугубо профессиональные дебри).

Несмотря на то, что я пыталась знакомить студию с разными испанскими мастерами, мой давний восторг перед полотнами Веласкеса незримо передавался детям, вызывая, особенно у девчонок, безудержное желание писать «по мотивам» его парадных портретов – попробовать живописные возможности одного цвета, воссоздавать фактуру кружева и атласа, ловить кистью мерцание света и дрожание воздуха… Вполне отдавая себе отчет, что они никогда этого не смогут (и никто ТАК не сможет!), я дала им возможность в полной мере получить удовольствие от обожаемого любой нормальной девочкой рисования королев и принцесс, оцепенело скованных кринолинами; щедро, от души украшать их прически и платья цветами и драгоценностями. И глядя, как множится количество бледных инфант в разноцветных растопыренных платьях, надеялась втайне, что они запомнят маленькую анемичную Маргариту из «Менин», к которой успели проникнуться любовью и сочувствием. (Будучи множество раз увековечена на многочисленных портретах, она дожила всего до 22-х лет).

Диего Веласкес "Портрет инфанты Маргариты"
30,18 КБ

Чтобы маленькая принцесса не грустила среди мрачных сводов Эскориала, девчонки "выпускали ее гулять" в дворцовый дворик, и даже - что совсем немыслимо - за пределы дворца, к цветущим предгорьям. Но чаще все же изображали ее в интерьере, среди тяжелых портьер и старой мебели. Тогда компанию принцессе составляли трогательные песики и кошечки. Ну не могли мои сентиментальные художницы оставить инфанту в полном одиночестве!
"Инфанта" Насти Соломки, 8 лет
106,87 КБ

"Инфанта" Наташи Веселовой, 9 лет
84,64 КБ

Королевы же и придворные дамы выходили такими, как и положено быть - чинными, чопорными, надменными. Вот только красок девчонки не жалели!
"Дама на паркете" Филатова Лиза, 8 лет
72,06 КБ

Однако портретная галерея Веласкеса – это не только королевское семейство, которому он служил. Это и цикл «Труанес» – шуты и карлики, и многочисленные портреты друзей художника, и бытовой жанр. Кроме «принцессной» серии, таким образом, возникла еще одна – я назвала ее: «испанцы» (тоже по мотивам Веласкеса и Эль Греко).

"Испанка" Кузнецова Аня, 8 лет
75,25 КБ

"Идальго" Дворников Ваня,9 лет
81,54 КБ

Для большинства мальчишек (и всего одной девочки) архитектурный пейзаж Испании оказался, однако, предпочтительнее и привлекательнее. В замках и дворцах – как мрачно-средневековых, так и изысканно-ренессансных – могли жить не только хмурые короли и худосочные идальго, но и романтические рыцари. Эль Сид, к примеру. А еще рисование замков, как, впрочем, любой пейзаж, дает бескрайние возможности для экспериментов с живописной манерой.

"Замок в Наварре" Горячкина Настя, 9 лет (та самая девочка!)
81,02 КБ

Предложив мальчишкам расслабиться и писать так, как нравится, я не прогадала: еще не знакомые пока ни с импрессионизмом, ни с экспрессионизмом, ни с фовизмом, они делали это удивительно свободно – и крупными пятнами, и широким размашистым мазком, и мелким раздельным… И контурно-линейно, и цветовыми плоскостями, и совсем размыто.

"Замок Алмодовар дел Рио" Реуцкий Ваня, 9 лет
94,39 КБ

"Дворец в Сарагосе" Низов Витя, 9 лет
88,02 КБ

Невольно думаешь о разнообразии способов нанесения красок на холст, которое так удивляло на рубеже 19-20 века: приемы эти, видно, "носятся в воздухе", и надо просто уловить их и выбрать тот, что наиболее приятен.

Сын мой Игорь среди всей этой пестрой компании оказался единственным постмодернистом - отправил Великого инквизитора Ниньо де Гевару с картины Эль Греко в загадочное акварельно-космическое пространство. Вместе с креслом. При том, что писал гуашью.
86,32 КБ

Ну а это – отдых, развлекаловка - маленькие, за полчаса изготовленные игрушки – пластилиновые испанские дамы и кавалеры.
Парочку слева слепили школьники, справа – шестилетки.
79,50 КБ
Tags: 17 век, Испания, студия
Subscribe

  • Третье путешествие лета.

    На прошлой неделе я поставила еще одну галочку в своем виш-списке, съездив на три дня в маленький город Гороховец, что во Владимирской области.…

  • С Дона (второе путешествие лета).

    Нынешнее, почти недельное путешествие, из которого мы с Вадькой вчера благополучно вернулись, в отличие от предыдущего, придумано вообще не мной.…

  • С Кавказа (много картинок, извините)

    Я вернулась как раз, чтобы написать понедельничный пост. Поскольку (надеюсь) завтра мы снова улетаем, обхожусь без подробностей и впихиваю все в один…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Третье путешествие лета.

    На прошлой неделе я поставила еще одну галочку в своем виш-списке, съездив на три дня в маленький город Гороховец, что во Владимирской области.…

  • С Дона (второе путешествие лета).

    Нынешнее, почти недельное путешествие, из которого мы с Вадькой вчера благополучно вернулись, в отличие от предыдущего, придумано вообще не мной.…

  • С Кавказа (много картинок, извините)

    Я вернулась как раз, чтобы написать понедельничный пост. Поскольку (надеюсь) завтра мы снова улетаем, обхожусь без подробностей и впихиваю все в один…