Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

Каникулярное-культпоходное.

Несколько моих ЖЖ-френдов в разное время сетовали: как жаль, что я не предупреждаю заранее о наших прогулках-поездках, потому что "если б знали, присоединились бы".
В этот раз я честно предупреждала.
И что? Тишина...

Отсюда делаю вывод о бессмысленности подобных анонсов и обязуюсь впредь их не делать. (Алена, тебе Вадик напишет лично "вконтакте"!)



* * *

В воскресенье я повезла детей на плановую экскурсию в Спас-Андроников монастырь, точнее в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Когда-то, шесть лет назад я дважды возила туда детей как раз во время "древнерусского курса": так трепетно, атмосферно, так зримо описывали тогдашние экскурсоводы, как здешние изографы терли краски, покрывали левкасом доски, накладывали золотые "плави" на иконописные лики, олифили... Как бережно, из поколения в поколение передавали ученикам секреты мастерства, осмысливали и даже порой переиначивали канонические сюжеты, творили. И тень Андрея Рублева, много веков назад умершего и похороненного в сей обители, казалось, неслышно вставала где-то рядом.

Нынче все получилось не так. Впервые за много лет нам фатально не повезло с экскурсоводом. Девушка с трудом выстраивала фразы, перемежая их мычанием, натужно и мучительно пересказывала содержание иконописных сюжетов, делая порой феерические "ляпы". Деликатные мои дети тихо и послушно выслушали этот бред, ничем не выказав своего неудовольствия и скуки, и даже вежливо поблагодарили.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Я же мысленно посыпала голову пеплом, у каждой иконы выстраивая в голове собственный текст экскурсии и интереснейшие вопросы, которые в этом месте можно было бы задать детям (а они с огромным удовольствием ответили бы, ибо только что смотрели иконопись в студии).
Через час мука закончилась, и мы, оторвавшись от отставшей родительской группы, сходили еще и в Спасский собор, где я попыталась хотя бы немного компенсировать недополученное на экскурсии.

А музей на самом деле симпатичный и очень уютный - с низкими монастырскими сводами и узкими дверями, иконами и рукописными книгами, колоколами и деревянной скульптурой, башнями и "боевыми" ходами на стенах, куда почти никто из детей в этот раз не сходил. Очень хочется еще приехать, на нормальную программу, но, увы, никаких "оказий" больше не предвидится. Разве что на пленэр выбраться.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Отправив группу в Балашиху, мы с Вадиком спустились по Николоямской улице к Яузским воротам, планируя, собственно, дойти до Кремля и освежить в памяти облик некоторых башен (ибо актуально).
У самой реки обнаружился не обозначенный на картах свеженький памятник Дмитрию Донскому. Интересно, почему именно на этом месте?
Вот такой красавец:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

А чуть дальше, в Гончарном переулке, у Афонского подворья, нашелся... еще один музей иконописи. Точнее, Музей русской иконы.
Тоже совсем новый, открывшийся в 2011 году.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Выстроенный по совершенно европейским стандартам, четырехэтажный, чудесно оборудованный, с приличным собранием. Которое хоть и не сравнимо с Третьяковкой или музеем Рублева, но хранится бережно и трепетно. Здесь есть, например, резной, искуснейшей работы, иконостас из греческой церкви.
Или реконструкция интерьера деревянного храма русского Севера.
А еще - модель мастерской иконописца.
И три этажа икон 14-20 веков, среди которых - и весьма достойные.

Музей совершенно бесплатный, так же как и аудиогиды, и экскурсии в нем.
Но фотографировать там не разрешают.

А до Кремля мы все же добрались, когда солнце уже садилось.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Сделали круг почета, обнаружили расчищенные фрески на Никольской и Спасской башнях вместо прежних белых прямоугольников. Полюбовались, поснимали...
И поехали домой.

* * *

В понедельник мы погуляли с "Москваходом", точнее с интереснейшим человеком Алексеем Дедушкиным по району бывшей Немецкой слободы Петровского времени. Нравится мне этот экскурсовод не только ясностью стиля изложения и невероятным количеством информации, которую выплескивает на благодарных слушателей, но еще и замечательным русским языком, который, по контрасту со вчерашней девушкой, звучал просто божественной музыкой.

Первая часть прогулки проходит по бывшей Немецкой улице - собственно, ничего особенного, улица как улица.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Самих памятников, оставшихся на этой территории (Немецкая улица зовется нынче Бауманской) почти не осталось, и можно было только догадываться и домысливать, как селились здесь иностранцы в петровские времена. Однако прогулка оказалась полна сюрпризов.
Потому что по ходу ее возник не только образ Москвы петровской эпохи, но обнаружились и елизаветинских времен дворцы, и ампирные особняки, и доходные дома конца 19 века, и почти сказочный "замок" в стиле модерн.

А еще - совершенно живая старуха с корытом у детской площадки, павлины во дворе обычной школы...

Посмотреть на Яндекс.Фотках

И псевдобарочная роскошь Богоявленской церкви у начала Басманной, куда мы вышли после череды переулков. Район, где так много связано с жизнью Пушкина...

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В самом же конце экскурсии, в глухом заводском тупике - как вишенка на торте - живописная руина колокольни старообрядческой Екатерининской церкви.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Каждый раз не перестаю удивляться, сколько еще интересного в Москве, чего мы прежде не видели...

А это уставшие дети на Винзаводе, в финишной точке нашей долгой прогулки.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

* * *

Сегодня был третий и последний в эти весенние каникулы спланированный выезд.
Давно выношенный и вымечтанный.
Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковке.

Дивная, без малейшего преувеличения! Как теплый солнечный луч, как глоток свежего воздуха после душной комнаты...
И это при том, что работы - парижского периода, написанные уже после всех катаклизмов и трагедий ее жизни: потери дома, смерти любимого мужа, отъезда из страны, где была вынуждена оставить двух из четвертых своих детей...
Работала, писала портреты дочери Кати и сына Саши (их рисунки - тоже на выставке), друзей-эмигрантов, продавщиц из лавок по соседству и просто нежных парижанок с узнаваемо "автопортретными" выразительными глазами...

Посмотреть на Яндекс.Фотках

А еще - марокканцев. На выставке - целый зал с рисунками-этюдами из Африки - быстрыми, стремительными, такими колоритными, такими характерными...

Посмотреть на Яндекс.Фотках

И даже в простых натюрмортах - принесенных с рынка овощах и фруктах - теплый и ласкающий взгляд свет, которым, кажется, насквозь пропитана каждая картофелина:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Конечно же, работы детей - Екатерины и Александра - кажутся на ее фоне совершенно ученическими при всей их безукоризненной техничности.

Мы приехали рано и волшебным образом проскочили в Инженерный корпус, пока еще не было очереди. Когда выходили, к зданию уже тянулся длинный хвост любителей живописи. А когда спустя три часа покидали уже саму Третьяковку, очередь к Серебряковой увеличилась, кажется, еще вдвое.

В Третьяковку меня пускать опасно. Я люблю ее нежно, и в каком бы зале не оказалась, меня пробивает на пространные разглагольствования из серии "что вижу, про то и пою". Включая залы иконописи, где я, кажется, особенно разошлась. Дети мои многословные излияния выдержали стоически, а по Вадиным фотографиям, которые я после посмотрела, поняла, что он слушал очень внимательно.

Картина "Вадик с фотоаппаратомЗавтрак аристократа" Федотова. Я так и не сумела донести до мальчика, что нет ровно никакого смысла снимать картины в музее.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Остальные дни Вадиных каникул я работаю, так что теперь у мальчика есть возможность вволю накататься на велике безо всяких культпоходов.
Tags: культпоход, экскурсии
Subscribe

  • Ассизи

    Конечно же, отправляясь в поездку, я примерно знала, что увижу и куда идти. Помимо всяких тревел-ресурсов и дивного сайта "отзыв.ру", где добрые…

  • День в Перудже.

    Вот честно, объездив больше полусотни итальянских городов, не могу вспомнить ни одного похожего на Перуджу. Что ее отличает - абсолютно уникальный ли…

  • Из Кампании, заключительное. Амальфитана.

    С детства я питаю нежную привязанность к русским живописцам первой половины 19 века. Тем самым, которые по окончании Академии художеств получали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Ассизи

    Конечно же, отправляясь в поездку, я примерно знала, что увижу и куда идти. Помимо всяких тревел-ресурсов и дивного сайта "отзыв.ру", где добрые…

  • День в Перудже.

    Вот честно, объездив больше полусотни итальянских городов, не могу вспомнить ни одного похожего на Перуджу. Что ее отличает - абсолютно уникальный ли…

  • Из Кампании, заключительное. Амальфитана.

    С детства я питаю нежную привязанность к русским живописцам первой половины 19 века. Тем самым, которые по окончании Академии художеств получали…