Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

Древнерусское "учебное"

В этом семестре наша студийная программа стартует в 12 веке, а финиширует - в 18-м. Поэтому поначалу я планирую занятия как виртуальные экскурсы в разные столетия. И начинаем мы с тихого, домонгольского.

Двенадцатый век. Древней Руси - могучего, богатого и обширного государства - более не существует. Мелкие княжества с незначительными удельными правителями, конфликты и междоусобицы, экономический разброд... И при этом - общий язык, появление на нем собственной литературы, расцвет искусств и ремесел, уровень которых позволяет сравнивать достижения русских мастеров с европейскими. А в чем-то они даже и превосходят Европу...

Жизнь в 12 веке мирная и довольно обыденная, если не считать княжеских конфликтов. Знакомясь с ней, смотрим с детьми, как выглядели наши тогдашние предки: что носили, как обустраивали жилища, какой утварью пользовались, чем питались. Идем "в гости" к русской семье тех времен: созерцаем интерьеры, заглядываем в печной и красный углы, узнаем о назначении вещей, сравниваем те далекие времена с нынешними. Например, блины, огурцы или яблоки мы и нынче вполне себе едим, а вот в чем прелесть древнерусского лакомства под названием "овсяный кисель", детям неведомо. И если кружка с ложкой за восемь веков не сильно изменили форму, то назначение таких вещей, как корчага или опарница, кадушка или туес, мало кому понятно в наши дни, да и образ дома, где вместо лампы - светец, а вместо стекла - бычий пузырь, тоже для современных детей скорее сказочный, чем реальный.

А уж представить себя там, где вместо школы и компьютера - прялка, серп и женитьба-замужество в 12-13 лет, и вовсе сложно. Так что мы выбираем совсем небольшой кусочек той давней жизни, материализуем его, насколько это возможно, и пытаемся нарисовать.

Наша тема - "древнерусский натюрморт".
Конечно же, предметов из двенадцатого века нам не раздобыть, да мы и не пытаемся. Но подобрать для рисования с натуры что-то отдаленно схожее - вполне возможно. В конце концов, в нашем распоряжении всегда - хлеб и яблоки, нам в помощь - предметный фонд художки и родительские закрома, где могут найтись и лукошки, и чугунки.

Для работы было собрано шесть разных постановок "в русском стиле", две из которых - попроще - младшие группы рисовали гуашью. Старшие же дорвались до масла.

Постановки.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Любая "учебка" - скорее труд, чем вдохновенное творчество. Увидеть расположение предметов, суметь не только грамотно закомпоновать их на листе, но и выстроить, чтобы не заваливались; передать объем, свет и тень, фактуру... Но если не внушать 5-6-летним художникам, как это на самом деле сложно, они вполне себе радостно будут искать и темные пятнышки теней, и сверкающие точки бликов, и переходы тонов на разных поверхностях - гладких или шершавых. Самое "вкусное" в постановке - вишни, яблоки - предлагаю оставлять напоследок, но именно к ним в первую очередь все равно тянется рука. "Этот ужасно скучный горшок я покрашу потом" - заявляет шестилетний автор.

В результате "покрашено" все - и основательно так...

Младшие. Рисунки гуашью.

Манучарян Арина, 5 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Фроленко Ника, 5 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сечин Даня, 6 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Марьина Алиса, 6 лет

И гуашь от школьников.

Нетребенко Аня, 8 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Петухов Егор, 8 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пискова Саша, 8 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Шелковин Ярослав, 9 лет.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

* * *

Старшая студия пишет маслом. У них шесть разных постановок, и среди них есть и трудные. Но и масло - не гуашь, там возможностей куда больше, наша же задача - научиться ими пользоваться. Тогда и складка ляжет, словно сама собой, и любой цветной рефлекс, на первый взгляд ненужный, окажется к месту, но главное волшебство обнаружится при завершении работы: то, что вблизи казалось хаосом красочных пятен, на расстоянии внезапно превращается в красивые вещи, такие убедительные и узнаваемые. Да и сам процесс затягивает и завораживает...

Несколько готовых работ.

Андреева Уля, 9 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Агафонова Настя, 9 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Папоян Марта, 9 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Семенова Настя, 10 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Реутова Даша, 10 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Гукасян Жанна, 10 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Галкина Настя, 10 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Мусиева Аиша, 11 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Рубанова Аня, 11 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Да, непросто и времязатратно. Ага, плохо оттирается, отмывается и отстирывается. И родители, которые находят разные поводы, чтобы их ребенок избежал работы с подобной техникой, меня совершенно не удивляют. Более того, скорее всего в следующий раз я предложу масло лишь тем, кому оно действительно доставляет удовольствие. В этот раз такие люди были. Их невозможно было оттащить от холста, они забывали о времени, и в каждом движении их кисти я чувствовала ту безмерную и незамутненную радость, которую может испытывать в процессе написания картины лишь настоящий художник, независимо от возраста.

Их картины - в этом посте.
Tags: Древняя Русь, Россия, студия, учебное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →