Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

В последний раз из Копенгагена - про музеи.

Я уже писала, что в Дании нам фатально не повезло с погодой. Легендарный замок Гамлета Эльсинор, сказочный городок Андерсена Оденсе, величественный собор Роскилле и деревня викингов, царственный Фредериксборг - все осталось "за бортом", поманило из туманного марева дождя и отложилось на некий "следующий раз", который - будет ли?
Но сам город и его музеи были в полном нашем распоряжении.

Ибо куда еще сунуться бедному туристу, отнюдь не обремененному излишком датских крон?
Тем более, что в самом начале путешествия мы обзавелись такой прекрасной вещью, как Копенгагенкард, и теперь в нашем неограниченном пользовании был весь городской и пригородный транспорт, включая водный, а вход во все музеи стал совершенно свободным.
"Запустить" карту нужно самому, вписав время и дату начала ее действия. Встречали мы соотечественников, которые так ничего и не вписали, но картой успешно пользовались.

Вот как это выглядит - сверху карта взрослая, снизу - детская, за полцены.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
По взрослой, кстати, можно водить за собой до трех детей возрастом до 10 лет. Мы слегка припоздали с поездкой в Копенгаген, надо было на пару лет раньше.

Есть нечто, что роднит все музеи Копенгагена: как только ты оказываешься в фойе, почти мгновенно возникает ощущение, здесь тебе будет не только интересно, но еще и приятно, и удобно. Кроме экспозиции, которая, безусловно, самоценна, вся обстановка восхитительно приспособлена не только для созерцания шедевров, но и для комфортного отдыха: круглые столики с абажурами и креслами, уголки с мягкой мебелью и книжными полками, маленькие уютные кафе, а, например, в глиптотеке Нью-Карлсберга - еще и зимний сад со скамейками и фонтанами.

Приятно же, когда твой визит в картинную галерею начинается так:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Музейные "детские уголки" - нечто совсем особенное. Ребенка в них можно занять чем-то интересным, непосредственно связанным с экспозицией. Например, собрать паззл с картиной, висящей рядом на стене. Или сыграть в "меморис" с изображениями экспонатов. Даже если отпрыска мало занимают витрины, скучать ему скорее всего не придется.
В таком "творческом пространстве" можно не просто рисовать. На экранах нон-стопом идут уроки-объяснения с "поэтапками", демонстрацией приемов и т.п. Снимок сделан в Национальное галерее, прямо в залах с картинами.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В музеях же, активно посещаемых детьми, игровой зоне отданы целые этажи.
Один из ее уголков в музее связи - полная имитация телефонной станции, только очень маленькая.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Здесь все идеально продумано для семейных походов совсем с небольшими детьми - коляски, лифты, пандусы, скамеечки разной высоты, которые можно подставлять к витринам. Даже туалетов три: женский, мужской и детский. Значки перед дверями - соответствующие:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

* * *

Самое старое здание Копенгагена (тоже своего рода музей, ибо вход по билетам) - Круглая башня. Именно с нее, если верить Андерсену, были глаза у третьей из гигантских собак, что стерегла сундук с золотом. Это чуть ли не единственная в городе постройка 17 века, уцелевшая после многочисленных пожаров. На крыше - самая старая в Европе обсерватория, до сих пор действующая.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Не то, чтобы высокая, меньше сорока метров, зато внутри - не лестница, а пандус, по которому короли въезжали верхом на коне (а русская императрица Екатерина I, как гласит предание, - аж на тройке).
Идешь себе, все прямо да прямо, никаких ступеней:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

С Круглой башни Копенгаген выглядит примерно так:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Из приметного и активно посещаемого туристами - королевские дворцы. Их на городской территории четыре, причем три - в историческом центре. Наименее интересный - Кристиансборг. В Амалиенборге для гостей открыт один из четырех дворцов (в остальных по-прежнему живет королева Дании и ее семейство), посвященный ныне царствующей династии - Глюксбургам, которая началась в 60-е годы 19 веке с короля Кристиана IX.
Один из залов Амалиенборга:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Розенборг - самый лучший. Замок-музей предыдущего королевского дома - Ольденбургов, правящих в Дании с 15 до середины 19 века. Интерьеры удивляют не столько роскошью (не Версаль), сколько затейливостью и фантазией. Потолки с геральдическими кессонами, керамические и мраморные облицовки, гобелены, искусная резьба...
Тронный зал. Для короля - трон слоновой кости, для королевы - серебряный.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Зеркальный зал облицован мутноватым стеклом снизу доверху, в Фарфоровом стены плотно заставлены керамикой, в Стеклянном - причудливыми хрупкими сосудами.
Слева - стена Фарфорового зала, справа - Стеклянного.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В подземелье - сокровищница со старинным оружием, драгоценностями, королевскими коронами, фантастическими изделиями из слоновой кости и... гигантскими пивными бочками.
Как они из кости все это резали - для меня загадка.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

* * *

Самый большой из художественных музеев - Национальная галерея: огромное классицистическое здание на северо-западе Старого города. Вход туда - бесплатный, в залах пустынно, качественно экспозиция сильно уступает тем же Стокгольму или Амстердаму. Есть, правда, несколько неплохих ренессансных полотен, симпатичный Эль Греко, неизменный Рубенс и фламандская школа (они есть всюду и везде равно хороши), а также бесконечные собрания датских романтиков, академистов и экспрессионистов - длинные, практически пустые залы.

Меня же в этом музее больше всего поразил зал иллюзорной живописи 17 века - такое мало где можно увидеть. Картины-обманки (у искусствоведов есть еще термин "тромплей"), иногда на редкость достоверно имитирующие реальность.
Автор полотен из датского музея - фламандец Корнелиус Норберт Гейсбрехт, который недолгое время был придворным живописцем датских королей Фредерика III и Кристиана V.
Все это - и палитра, и кисти, и картина с обратной стороны внизу - написано на одном большом холсте неправильной формы.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Рядышком - галерея Хирщспрунг, где хранятся большей частью картины датских живописцев 19-20 веков. За хорошими же импрессионистами имеет смысл отправиться в Глиптотеку Нью-Карлсберга. Карл Якобсен, пивоваренный магнат, выстроил эту галерею для своей обширной коллекции скульптуры - от египетской до современной. Здесь лучший за пределами Франции Роден, редкое собрание скульптур позднего Дега (такого и во Франции мне не приходилось видеть). А также - любовно собранная коллекция импрессионистической и постимпрессионистической живописи - Мане и Ренуар, Сезанн и Гоген. Пожалуй, если нужно выбирать всего один из художественных музеев Копенгагена, то идти нужно именно сюда.

В залах Глиптотеки:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

За настоящей же датской скульптурой мы направляемся в музей Торвальдсена. Это, кстати, тот самый бедный мальчик из сказки Андерсена "Ребячья болтовня".
Помните? "Он слышал болтовню девочек, а слушая ее, можно было пасть духом. Ведь у родителей его не было в копилке ни гроша; у них не было средств даже выписать газету, а не то что самим издавать ее. Ну, а хуже всего было то, что фамилия его отца, а значит, и его собственная, как раз кончалась на «сен»! Из него никогда не выйдет ничего путного!"

Это первое здание в Копенгагене, которое строилось именно как музей - со специальными залами, продуманной расстановкой статуй, "умной" подсветкой. Торвальдсен академичен донельзя, каноничен и идеален; почему он был так популярен в свое время, тоже понятно: выполненный им мраморный бюст превращал любую заказчицу в безупречную красавицу. Сам же он предпочитал античную мифологию, что вполне естественно для скульптора неоклассицизма. А восхищенные современники сравнивали его мастерство по меньшей мере с Фидием или Праксителем.
"Ганимед"

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Музей вполне хорош для учеников художки - не только увидеть безукоризненную технику работы с камнем, но и освежить в памяти греческую мифологию, что мы с сыном успешно и проделали.

Смотреть искусство Ближнего Востока нужно в музее "Коллекция Давида". Он бесплатный, как и Национальный музей. И здесь два этажа занимает лучшее в Скандинавии собрание исламских красот - керамика и изделия из металла, костюмы и оружие, рисунки и миниатюры, замечательные ювелирные украшения - от мавританской Испании до Персии и Индии. Как и большинство подобных музеев, он восхитительно уютен.

Если устал любоваться витринами, можно присесть в удобное кресло прямо в зале и полистать каталоги при мягком свете абажура:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Почему-то Вадька категорически отказался идти в музеи дизайна, которых в центре города аж два: предполагаю, что нам и там было бы хорошо.

* * *

Несмотря на дождь, мы добрели-таки до Ботанического сада, сходили в оранжереи (неинтересно) и полюбовались золотой осенью среди рукотворных природных ландшафтов. К саду примыкают два музея - Ботанический и Геологический. Зачем нас понесло во второй, не очень понимаю: из-за Игоря, наверное. Но он оказался по-своему интересен - помимо ожидаемых разномастных минералов и прочих горных пород, в нем обнаружились залы, посвященные Кунсткамере - первому королевскому собранию чудес и диковин. Собственно, тут они - предшественники и вдохновители коллекции нашего Петра I - заспиртованные слонята, сушеные крокодилы, скелеты и чучела...

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Камни - они как-то приятнее на мой эстетический вкус.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В музей почты и связи мы завернули совсем случайно, и это оказался самый детский и нетуристический музей городского центра.
"Скульптура" оттуда - из телефонных аппаратов и проводов:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Он был полон датчан с маленькими детьми, которые радостно носились по залам, что-то разыскивая, заполняя какие-то листы с заданиями, получая призы... Словом, все знакомо, хоть и непонятно.

Вадик очень быстро нашел, чем бы заняться ему. И провел в этом закутке довольно много времени, подбирая мелодии и накладывая друг на друга разные звуки.
Внимание, идет запись!

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Музей славный - можно общаться по разным телефонам, печатать марки и подписывать открытки, работать звукорежиссером и т.д. Впрочем, если быть объективным, аналогичный питерский музей показался интереснее, наверное потому, что там все то же, но по-русски. Здесь же мы чувствовали себя немного чужими на "празднике жизни".

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Самым странным оказался музей "Мир Ганса Андерсена", объединенный почему-то с музеем Роберта Рипли. Необъяснимые интерактивные экспонаты, какие-то оптические иллюзии и крутящиеся мосты, светящиеся арфы и зловещие восковые фигуры, что угодно - но не Андерсен.
К тому же он не входит в список "Копенгагенкард", и за вход берут довольно приличную сумму. Знала бы - не пошли.
Самый "андерсеновский" кусочек музея:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот где действительно потрясающе, непередаваемо интересно - это в Национальном музее. Он обнаружился буквально в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала и нашего отеля.
Огромная страна. Нет - целый мир, который постепенно раскрывается перед посетителем.

В музее - жизнерадостная толчея.
Груды разноцветных мокрых зонтов, брошенные в стеклянном предбаннике совершенно без присмотра. К слову, мы оставили там и свои и спокойно потом забрали на выходе.
Длинные ряды вешалок с плечиками без всяких номерков. Там же - бесхозно валяющиеся чьи-то рюкзаки и сумки.
Парковка специальных компактных колясок с логотипом музея. Они, к слову, совсем не лишние, ибо пространства - громадные.
Гигантское фойе увешано пестрыми флажками хэллоуинской тематики. Тут же - первые рождественские "развалы" с адвент-свечами и елочными украшениями.
В четыре стороны расходятся музейные коридоры, на четырех этажах - мировая и датская история и современность, путешествия по Европе и вокруг света...

Сперва идем в исторические залы. Каменный и бронзовый век, эпоха викингов... Не только рогатые шлемы, щиты и копья, но реконструкции человеческих погребений, жилищ, в отдельных залах - золотая колесница и гигантская морская ладья...

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Египетские саркофаги, глиптика Месопотамии, античная керамика, римские портреты, романские статуи, готические алтари, ренессансные рукотворные сокровища. Вся мировая история - в одном музейном крыле. Не оторваться!

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Отдельная экспозиция - история Дании от 17 века до современности. Это и реконструкции интерьеров, и костюмы, и антураж. Изба датского крестьянина, купеческий дом, ампирный зал... В комнатах присутствуют и их обитатели.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Необычайно хороши старые детские вещи - в стеклянных витринах и выдвижных ящиках игрушки прошлых веков, мебель, крошечные платьица, обувь.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Особый восторг - длинная улица "кукольного города" с разномастными строениями, над которой периодически всходит "солнце" или зажигаются "звезды". И тогда виден свет в окнах кукольных домиков, а изнутри можно обозреть в подробностях обстановку каждой комнаты до мельчайшего предмета. И жителей этих домов.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Придя в себя, отправляемся искать вторую часть музея - этнографическую. И попадаем в кругосветное путешествие. Оно начинается на Крайнем Севере, среди эскимосов и алеутов, затем нас выносит на восток - в Индию, Китай, Корею, Юго-Восточную Азию, Японию... Коллекция настолько разнообразна и полна невиданных красот, что вопрос, каким образом датчанам удалось ее собрать, все время не давал нам покоя. Видимо, несколько веков подряд все эти чудеса везли в Копенгаген моряки и купцы на старинных парусных кораблях...

Инструменты оркестра и теневой театр с острова Ява:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Спускаемся вниз по винтовой лестнице - а там уже Африка, Австралия, Океания. Отдельно - зал экзотических музыкальных инструментов, где их можно и послушать. Лодки, повозки, хижины. Маски.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

По-хорошему, нужен денек-другой, чтобы обойти все неспешно и обстоятельно. В музее можно поселиться и жить.

Вход туда, кстати, тоже бесплатный для всех.

* * *

Всего одна "засада" - по зимнему расписанию копенгагенские музеи открываются в среднем часов в 11. А то и позже. А закрываются, соответственно, в 17. А то и раньше. И в этот крайне ограниченный временной отрезок хочется втиснуть необозримое и объять необъятное. Мы не смогли, ибо только в центре города интересных музеев - несколько десятков.
Но втайне мы все же надеемся вернуться.
Tags: Дания, Северная Европа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments