Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

По следам Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи - безусловно, культовая фигура Милана: здесь напоминают о нем даже самые неожиданные "объекты".
Такие, к примеру:
55

Неудивительно, что одну из двух наших больших миланских прогулок мы целиком посвятили "виновнику" нашей поездки - гениальному мастеру Высокого Возрождения, почти треть жизни которого связана с этим городом.



Начало 1480-х, расцвет кватроченто, Флоренция. Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный собирает вокруг себя лучших из лучших - философов, писателей, поэтов, художников. Звезда среди последних - божественный Сандро Боттичелли, в это же время здесь творят и Доменико Гирландайо, и Паоло Уччелло, и Филиппино Липпи, и Андреа Вероккио. Ученик Вероккио, молодой да Винчи, совсем не впечатлял на этом фоне живописными шедеврами, хотя был неплохим математиком и инженером, проектировал для Медичи каналы и фортификации, но особенно любил Великолепный слушать, как Леонардо играет на лире. Впрочем, репутация у того была сомнительной, и когда миланский герцог Лодовико Сфорца по прозвищу Моро попросил Лоренцо Медичи порекомендовать ему хорошего инженера и музыканта, тот, не раздумывая, остановился на кандидатуре Леонардо да Винчи, чье присутствие при дворе его несколько напрягало.

Так и случилось, что в 1482 году мастер Леонардо оказался при дворе Лодовико Моро, правителя миланского. И довольно быстро получил первый заказ на фрески в том самом замке Сфорца, что схож чертами с московским Кремлем (о нем я уже писала в предыдущем посте). Помимо росписи стен и плафонов замка, которую мастер выполнял совместно с ломбардскими художниками, Леонардо довольно быстро стал получать от Сфорца задания самого разнообразного характера, не имеющие никакого отношения к живописи: он укреплял стены замка, строил мосты, изобретал осадные машины и прочее оружие, проектировал здания и памятники, демонстрировал химические опыты, придумывал машинерию для праздников и религиозных действ и еще много чего. Так что здесь, в замке Сфорца, где мастер провел немало часов и дней, тень Леонардо впервые является нам и сопровождает во время всей сегодняшней прогулки.
Замок Сфорца:
73

От Кастелло Сфорца совсем недалеко до Пинакотеки Брера, посещение которой показано любому неравнодушному к искусству Ренессанса человку. Мало где так подробно, разнообразно и детально представлены самые разные школы Эпохи Возрождения - от неловкого иконописного дученто до живых и прелестных портретов венецианских маньеристов. Не говоря уже о подлинных шедеврах - "Обручении Марии" раннего Рафаэля или "Алтаре Монтефельтро" Пьеро делла Франческо.
Брера:
52

Здесь, правда, почти нет работ Леонардо (всего один набросок к портрету), но зато перед нами во всей красе предстает прекрасная чета: Лодовико и Беатриче Сфорца, заказчики маэстро. О самом Лодовико - интереснейшей личности, со странным и противоречивым характером, удивительными фантазиями и трагичной судьбой, можно бы тоже долго рассказывать, но нынче не он - наш главный герой.

Портрет Лодовико Сфорца-Моро, фрагмент семейного алтаря Сфорца из галереи Брера.
51

Беатриче - юная, обаятельная и бесстрашная супруга немолодого герцога, отличавшаяся редким для женщины дипломатическим умом и блестящей образованностью. Она происходила из знатного феррарского рода д'Эсте (а старшей сестрой была знаменитая Изабелла, маркиза Мантуанская), в 15 лет была выдана замуж в Милан и умерла совсем юной во время родов третьего ребенка. Для нее Леонардо придумывал всякие милые пустячки, вроде механических львов и движущихся светил. Но вот портрета герцогини Сфорца, достоверно написанного рукой мастера, не сохранилось.
Поэтому здесь - ее образ кисти лобардского конкурента Леонардо - Джованни Предиса (из пинакотеки Амброзиана, о которой речь - ниже).
53

Чуть-чуть не в тему: зато всем хорошо известны дивные образы возлюбленных Лодовико Моро - Чечилии Галлерани-Бергамини и Лукреции Кривелли (правда один из них хранится в Париже, а другой - в Кракове). Вроде бы, с обеими дамами у Леонардо были очень дружественные и приятственные отношения, есть версии и о романах, но недостоверные.
"Дама с горностаем" и "Прекрасная ферроньера" - самые известные после "Джоконды" портреты Леонардо:
54

(Шепотом) Оба эти портрета нравятся мне больше, чем "Мона Лиза".


* * *

Но вернемся в Милан. Пинакотека Брера открыта с раннего утра, и мы успеваем к назначенному часу в сокровенное место, ставшее причиной нашего путешествия - церковь Санта-Мария делле Грацие. Ее облик - абсолютно в ломбардском стиле, впрочем, вроде бы сам Браманте в 16 веке приложил к ней руку, с уютным патио, из которого туристы, которым не повезло попасть в трапезную, идут смотреть выставку рисунков Леонардо из "Атлантического кодекса".
Санта-Мария делле Грацие
56

Ну а мы - счастливчики - направляемся в невзрачное здание слева от церкви, где взамен на привезенную из Москвы распечатку получаем два драгоценных билета - заветный пропуск в святая-святых, к фреске Мастера.
Трапезная монастыря: вход к "Тайной вечере".
74

В ожидании начала сеанса, в патио церкви:
59

Наконец настает срок, тридцать удачливых обладателей билетов пропускают в длинную стеклянную галерею, и за нами запирается тяжелая дверь. Медленно, торжественно, через еще несколько поочередно открывающихся дверей нас, наконец, приглашают в слабо освещенную обширную залу. Здесь, на одной из стен, и развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.

57

...Сам Леонардо видел фреску как окно в некий иной, сакральный мир. Длинный стол на переднем плане - слегка наклоненный, чтобы можно было видеть сервировку. Позади - в воздушной дымке - узнаваемый ломбардский пейзаж в проемах окон. На фоне его - лик Христа, что так не давался мастеру (в оранжевом путеводителе прочла еще одну, стопервую версию - о юном прекрасном певчем, который стал образцом для головы Христа, а после спился и послужил моделью Иуды). Вопреки традиционной трактовке сюжета Леонардо поместил Иуду за один стол с апостолами, и тот не сразу распознается в череде полупрозрачных ликов, осознанно и продуманно сгруппированных автором - по трое.

По воспоминаниям современников, "Тайная вечеря" некогда была так божественно совершенна, что французский король Людовик XII, захватив Милан, даже хотел вырезать часть стены, чтобы доставить ее во Францию. И лишь боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему.

Любой, кто знаком с творчеством Леонардо, знает, как сильно не повезло этой фреске.
Сперва были неудачные эксперименты над красками и грунтом самого мастера. Леонардо, не умеющий и не желающий работать быстро (а в технике "эль фреско" - по-сырому" пишут только так) использовал комбинацию темперы и масла и писал по сухой штукатурке как по дереву. В результате красочный слой посыпался еще при жизни художника. Затем были грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная превратилась в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Последним ударом стала бомбардировка в 1943-м - она не повредила стен трапезной, но даже их вибрация оказалась пагубна для хрупкого красочного слоя.

Сейчас реставраторам удалось остановить разрушение и законсервировать драгоценную живопись. И несмотря на то, что часть красок утрачена, и где-то слабо прочитываются детали, фреска по-прежнему дивно хороша, а тонкость и трепетность кисти Леонардо, совсем не заметные в репродукциях и фотографиях, здесь, в оригинале, внезапно открываются зрителю.
58

Фото фрески, понятное дело, не мои - снимать там настрого запрещено.

Весь сеанс - пятнадцать минут. Выходим впечатленные и вдохновленные. Встреча с Леонардо-живописцем случилась. Теперь нас ждет встреча с Леонардо-ученым.

* * *

Очень сложно найти область естественных наук, где бы Леонардо не попробовал свои силы. Механика и математика, физика и астрономия, биология, палеонтология, анатомия, химия... Перебирая в памяти самые разные технические изобретения, созданные человеком, начинаешь осознавать, что, кажется, нет таких, к которым бы не приложил руку гений Ренессанса. Его изобретения можно перечислять до бесконечности: прокатный стан, плавильная печь, текстильные машины, военная техника, пароход и подводная лодка, летательные аппараты, подъемные краны, автомобиль, велосипед...

Всем этим сторонам дарования Мастера посвящен музей, куда мы теперь направляемся - Музей науки и технологии Леонардо да Винчи.
60

На первый взгляд, похожих музеев в мире много. И нам приходилось бывать в подобных - и в потрясающем воображение своими масштабами Немецком музее в Мюнхене, и в парижском Сите, и в финской Эврике... Но миланский музей, хоть и является в том же смысле научно-познавательным - с интерактивными экспозициями по разным областям науки, образцами лучших технологических достижений и т.п. все же связан с конкретным именем. И его разделы, за небольшим исключением, - как раз те области знаний, где так или иначе проявил себя Леонардо. Кроме того, несколько залов посвящены непосредственно его рисункам и изобретениям.
62

Музей довольно большой, и в нем есть, чем заняться и взрослым, и особенно детям. Большинство интерактивных "объектов" даже мне, гуманитарию, понятны без текстовых пояснений: здесь надо крутить ручку, тут тянуть за веревку, там - просто слушать, сняв трубку.
Например, нужно за две минуты виртуально собрать простой радиоприемник. С некоторым напрягом Вадьке это удается.
61

Старинные средства связи:
63

Химическая экспозиция: с помощью магнита собираются молекулы разных веществ (рядом - книжка с образцами)
67

В астрономическом зале:
64

Есть места, посвященные современным технологическим достижениям: узнав о них, старый маэстро порадовался бы, наверное: радио, телевидение, компьютеры... Как во многих подобных музеях, модели телестудий, где можно побыть ведущим:
66

Крутить рычаги и нажимать кнопки - это Вадик у нас любитель. Мне интереснее просто смотреть, но и я для себя нахожу немало любопытного и занимательного: скажем, лаборатория ренессансного алхимика или зал часов с гигантскими курантами с их внутренним устройством, разнообразные старинные и современные строительные материалы и архитектурные конструкции, да мало ли чего...
Вот, например, мастерская по изготовлению скрипок:
65

Во дворе музея - подводная лодка, почти настоящий вокзал со старинными паровозами и в отдельном гигантском здании - корабли и летательные аппараты.
68

Не замечаем, как проходит время.

* * *

На обратном пути, недалеко от базилики святого Амброджо, заглядываем еще в одно "культовое" место - Амброзианскую пинакотеку. Это не муниципальный музей, и вход обходится мне недешево (Вадька, как и везде, - бесплатный), но оно того стоит. В собрании - отменные образцы живописи Боттичелли и Луини, Тинторетто и Тициана, Караваджо и Креспи. В одном из залов - потрясающие масштабами рисунки Рафаэля к ватиканской "Афинской школе".
Внутри музея снимать нельзя, снаружи не получилось, так что показываю фото с балкона Пинакотеки:
69

Леонардо посвящена отдельная экспозиция. В музее хранится одна из его известных картин, что прежде считалась портретом молодого Лодовико Моро, а нынче называется просто "Музыкант".
70

Вокруг - "леонардески", ученики-подражатели. Любопытно весьма. Вроде и темы те же, и манера, и композиции, ан нет - не выходит так, как у Мастера!
В соседнем зале - в библиотеке - выставка, в которой пинакотека (так же, как и монастырь Санта Мария делле Грацие) участвует с 2009 года: экспозиция "Атлантического кодекса" Леонардо.

«Атлантический кодекс» (Atlantic Codex) — наверное, самый знаменитый сборник рукописей Леонардо да Винчи, состоящий из почти 1200 страниц. Листы датируются как раз теми годами, когда Мастер работал в Милане: в них рисунки, чертежи и записи на самые различные темы — аэродинамика, оружие, музыкальные инструменты, математика, ботаника и др. Это не книга, а составленный уже после смерти Леонардо из разрозненных листов манускрипт. И - счастливая возможность для зрителя увидеть подлинные тексты гения, написанные тем самым волшебным "зеркальным" почерком, проекты его изобретений, анатомические этюды, наброски к картинам.

Некоторые особенно трогательны: вот здесь, например, рядом с архитектурными эскизами небрежная зарисовка кошачьей фигурки - мимо, видно, пробегала.
71

Экспозиция "Атлантический кодекс" меняется каждый год - поочередно демонстрируется по пятьдесят листов рукописи.

* * *

Наш маршрут "по следам Леонардо" завершается на площади театра Ла Скала. Почему-то именно здесь город решил поставить памятник Мастеру.
72

Мы прощаемся с нашим героем, да и с Миланом, потому что дальнейшие путешествия будут уже за пределами сего благословенного города.
Tags: Италия_путешествия
Subscribe

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Вопрос

    Хочу показать студийным детям средневековую Москву. Вот только за те шесть лет, что прошли с того времени, когда мы все это проходили, ситуация на…

  • Где мы были в воскресенье.

    Я сегодня попробовала еще пару фотохостингов: фликр меня просто выкинул, а на imgsrc.ru я пока с трудом разбираюсь, как грузить. Так что пользуюсь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Вопрос

    Хочу показать студийным детям средневековую Москву. Вот только за те шесть лет, что прошли с того времени, когда мы все это проходили, ситуация на…

  • Где мы были в воскресенье.

    Я сегодня попробовала еще пару фотохостингов: фликр меня просто выкинул, а на imgsrc.ru я пока с трудом разбираюсь, как грузить. Так что пользуюсь…