Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

Сюрреализм и прочие забавы на исходе учебного года

Итак, сейчас я уже могу с уверенностью утверждать, что придуманная на этот студийный семестр программа, посвященная европейскому искусству 20 века, оказалась удачным опытом. А ведь как боязно было за все это браться...

Завершен эксперимент длиной в шесть лет - теперь у меня есть полностью опробованная и отработанная до мелочей программа "Путешествия в мир искусства" с двухлетним русским курсом и четырехлетним зарубежным.
Вот куда с ней теперь? Публиковать? Защищать кандидатскую?
Или пусть себе живет свободно, не втиснутая в жесткие рамки документаций и отчетов, и радует детей...



Завершать курс европейского искусства 20 века я решила сюрреализмом. Показала народу соответствующую живопись, рассказала о различных приемах, с помощью которых художники-сюрреалисты творили свою вымышленную реальность - о записях снов, сочинении иллюзий, автоматическом письме, реди-мейде и фроттаже. Постаралась сделать это доступно, не углубляясь в психоаналитические и психиатрические аспекты - зачем оно детям?

А потом мы смотрели картины Сальвадора Дали, который не то чтобы сильно интереснее, чем прочие сюрные живописцы, но для моей аудитории безусловно понятнее и нагляднее, чем, скажем, Ив Танги или Андре Масон. Мне, впрочем, магический реалист Рене Магритт кажется более тонким и изысканным, чем параноидально-критический Дали, но возраст у моих учеников небольшой, поэтому выбиралось то, что более популярно и на слуху. А до Магритта, Эрнста и Миро очередь еще дойдет - в художке, когда они станут постарше.

Дали студийцев впечатлил. Я была достаточно осторожна в подборе слайдов, перебрав массу картинок, отсеяла почти все параноидальное и тошнотворное (у маэстро и такого добра хватает), оставила красивые иллюзии-обманки, фантастические пейзажи, библейские сюжеты, вставила собственные снимки из музеев в Барселоне и Фигейрасе. Немного биографии, чуть-чуть о творческом методе, несколько расхожих приемов и образов, и - вуаля! - готова серия сюрреалистических рисунков, от совершенно умилительных малышовых, с ожившими цветами и фруктами до причудливых и фантастичных образов четвероклассников с летающими лодками, членистоногими монстрами и рассыпающимися на запчасти ящиками комодов...

Я просила детей по возможности совместить в рисунках реалистические живописные приемы с абсурдностью, несочетаемостью и фантастичностью деталей и персонажей. Они старались. Конечно же, не обошлось без использования тем и мотивов Дали, но все же большую часть образов они придумали сами, чему я несказанно рада.

Троепольский Саша, 7 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Шелковин Ярослав, 8 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Аверьянов Дима, 8 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Фроленко Соня, 9 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кукунчикова Арина, 9 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Семенова Настя, 9 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Гукасян Жанна, 9 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Рамазанов Илья, 10 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Бухонов Костя, 10 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Рубанова Аня, 11 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Шарапова Ксюша, 11 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Самочатова Вероника, 11 лет

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Закончившие рисунки досрочно развлекались пластилиновой сюрреалистической скульптурой.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

* * *

Итак, курс закончен, до конца учебного года - считаные уроки. А дети мои прекрасные, что так радовали меня на протяжении всего года, вполне заслужили право развлечься чем-нибудь несложным и забавным.

На радостях от удачного завершения программы я сделала для студии презентацию по истории анимации - от ее возникновения в конце 19 века до наших дней, мы поговорили о тех, кто стоял у ее истоков - изобретателях стробоскопов и зоотропов, о несчастной судьбе Эмиля Рейно - создателя первого анимационного фильма, об Эмиле Коле и Владиславе Старевиче, о диснеевской империи и о том, как появился "Союзмультфильм", о Миядзаки и Ласетере, Хитруке и Норштейне, Татарском и Бардине...
Тема совершенно прекрасно вписалась в курс искусства 20 века, а рисовать любимые мульфильмы в смешанной технике "акварель-фломастеры" оказалось легко и приятно.

Вот несколько картинок с любимыми мультфильмами от младшей и средней студии:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

А это старшие - у них такие картинки получаются совершенно без усилий и выходят абсолютно узнаваемыми:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Напоследок я предложила попробовать себя в роли художника-аниматора и создать собственного героя для пластилинового мультфильма - обаятельного и с характером.
Мультфильмы с этими забавными чудиками мне легко представляются; жаль, что студия не располагает подходящей техникой для съемки - могло бы что-то интересное и выйти.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В отчетный пост не уместился рассказ о двух наших выездных занятиях - за это время мне удалось еще порисовать с детьми в местном парке и в Дарвиновском музее. Если выкрою в своем нынешнем цейтноте время, напишу и об этом.
Tags: 20 век, авангард, лепка, студия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments