Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:
Знаете, где мы были в воскресенье?
В мире иллюзий.
Но это вовсе не цирк, а всего лишь музей-усадьба Кусково, что на восточной окраине Москвы.

Я привезла детей на экскурсию в старинную усадьбу 18 века, выстроенную по прихоти графа Петра Шереметева в качестве увеселительной загородной резиденции. То есть планировалось в ней не столько жить, сколько веселиться. Амбиции у графа оказались немалые - ансамбль должен был выглядеть ничуть ни хуже, чем царские дворцы близ Петербурга - Петергоф и Ораниенбаум. Не располагая ни царскими финансами, ни "командой" мастеров, подобных тем, что работали на царский двор, Шереметев, однако, владел достаточным количеством крепостных, чтобы выстроить "подмосковный Версаль" - исключительно для приемов и гуляний с фейерверками. Две соседних вотчины с населением в тысячу человек были приписаны к Кусково - возводить стены дворца и разбивать сады, строить зверинец для редких животных, оранжерею для диковинных растений, воздвигать чудесные павильоны, ткать гобелены и украшать интерьеры, да так, чтобы их великолепие слепило глаза. Затея вполне удалась!

На портрете Аргунова Петр Шереметьев не выглядит очень уж дружелюбным:


Уже у ворот захватило дух от вида на водную "першпективу" пруда, пейзажный парк дальнего берега и фасад с беломраморными колоннами "цвета утренней зари", столь популярного в эпоху рококо. Захотелось почувствовать себя кавалерами в камзолах и дамами в кринолинах, приглашенными светлейшим Петром Борисычем Шереметевым на увеселительную ассамблею, подняться по мраморным ступеням в вестибюль, за которым виделась роскошная анфилада пышных залов...

Издали фасад дворца впечатляет:



Тут-то нас и поджидал первый обман. Стены дома были деревянными, беломраморные колонны - выточенными из цельных стволов корабельного леса, а сам дворец - вовсе не таким большим, как казалось издали. В вестибюле - "парадных сенях" - опять иллюзии: мрамор стен оказался тонированной шлифованной штукатуркой, бронзовые позолоченные фрукты и букеты - муляжами из папье-маше, изящные капители - гипсовыми отливками. И даже скульптурная лепнина на стенах - вовсе не скульптура, а гризайль - монохромная роспись, имитирующая лепные рельефы.

В вестибюле дворца все ненастоящее:


Только успели мы заглядеться на уходящую вдаль бесконечную анфиладу, как нам тут же сообщили, что комнат в ней всего три, просто в конце третьей - зеркальная стена, отсюда и впечатление бесконечности. Для девятнадцати не очень-то больших помещений дворца вообще не пожалели зеркал, оттого и кажется пространство куда больше, чем есть на самом деле.

Кое-где все-таки встречается настоящий китайский фарфор:


Мы входим в спальню графа и едва успеваем поразиться небольшим размерам кровати, как нам говорят - спальня ненастоящая, парадная, только для приемов.
Изумляемся изяществу будуара с зеркальным столиком, лаковой мебелью и расшитой светлым ситцем обивкой стен, пытаемся представить графиню, которой затягивают корсет и улучшают куафюру у зеркала в резной фарфоровой раме - ан нет, будуар-то мужской, прихорашивался и пудрился за этим столиком, оказывается, сам граф Шереметев!
В "кабинете-конторочке" на месте дубовых панелей стен прятались не дошедшие до нас "картины-обманки", тщательно имитирующие настоящие предметы - книги, посуду, фрукты.

Экспонаты хочется потрогать - вдруг опять не то, за что себя выдает!


И лишь немалых размеров танцевальный зал, "срисованный" с Зеркальной галереи Версаля, выглядит более-менее правдоподобно-роскошно, напоминая о здешних балах и празднествах.

Кусковский парк тоже изначально был задуман как иллюзионистическая декорация. Павильоны-домики - голландский, итальянский, французский - создавали эффект "путешествия" по разным странам. Зеркальная гладь водоемов зрительно увеличивала пространство. "Обманки" наполняли парк во времена Шереметева в изобилии. Например, беседка в виде стога сена, куда подвыпивший гость мог забрести случайно и увидеть в полумраке трех пирующих за столом людей, которые на поверку оказывались гипсовыми фигурами! В полумраке вечерних аллей можно было брести навстречу неизвестному человеку, чтобы в конце концов столкнуться с собственным отражением в зеркале, замыкавшем дорожку! Ночью же, когда над прудами и каналами вспыхивали огни фейерверков, мир вокруг становился еще более искусственным, неправдоподобным - как, собственно, и было задумано хозяевами этого милого местечка.

А когда-то по этим дорожкам неспешно прохаживались нарядные дамы и кавалеры:


Побродив с час по усадьбе, заглянув в павильоны, мы дивились все новым и новым подстерегающим нас обманам. Комнатки голландского домика были обжиты костюмированными фигурками, оказавшимися плоскими фанерными муляжами. В "голландских" интерьерах обнаружилось почему-то множество изделий китайского фарфора, но в действительности он был вовсе не китайским, а изготовленным здесь же, на местном заводе. Когда детей вели к павильону "грот", то неосторожно пообещали, что они очутятся в настоящей "подводной пещере". Потом они долго возмущались, что никакая это не пещера, а просто домик с окошками, украшенный ракушками. И все мои уверения, что ракушки-то настоящие, успеха не возымели. Столько раз обманутые, они уже ничему не хотели верить!

Снаружи "Голландский домик" - вполне голландский:


Не знаю, как у взрослых, но ни один из двух экскурсоводов детских групп не сделал акцента на том, что все вокруг - результат труда тысячи крепостных, специально приписанных сюда; что и парк, и дворец, и грот с оранжереей выстроены за счет специального оброка с окрестных крестьян, который увеличивался из года в год по мере того, как росли затраты на содержание усадьбы; что, к примеру, девушки-рабыни в людской за год вышивали всего метр великолепных шпалер, которыми в изобилии увешаны залы.

Выткать такую шпалеру - тяжкий и кропотливый труд:


А вот еще одна вскользь рассказанная экскурсоводом история (не знаю, запомнили ли ее дети). В шпалерной гостиной Кусковского дворца стоит небольшой столик для нот из красного дерева, дуба и карельской березы с наборной столешницей. На ней - фотографически точная панорама усадьбы Кусково с крошечными домиками и деревьями, лошадками и экипажами. Этот шедевр мебельного искусства, вопреки всем тогдашним обычаям, подписан крепостным мастером. Долгие годы собирал резчик столешницу, изо дня в день теряя зрение. И когда он почти ослеп, то все-таки в последний момент завершил работу и сумел подписать ее - "Никифор Васильев"...
Не слишком ли дорогая цена?

Впрочем, и дети, и взрослые были так довольны экскурсией, что я не стала озвучивать вслух собственные мысли.
Наверное, правильно.

У павильона "Грот" наша экскурсия завершилась:


Tags: экскурсии
Subscribe

  • Понедельничное.

    Так получилось, что на этой неделе было много прекрасного. И природного, и рукотворного. Захотелось поделиться. Красота нынче всюду: глаза любуются…

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Понедельничное.

    Так получилось, что на этой неделе было много прекрасного. И природного, и рукотворного. Захотелось поделиться. Красота нынче всюду: глаза любуются…

  • Еще неделя прошла.

    Ну вот, снова понедельник. И осень уже так ощутима, так отчетлива. Дни мелькают и проскакивают, не успеваешь оглянуться. Только работа дает…

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…