Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Category:

Еще китайское: гунби и сеи

В китайском искусстве ценится ясность и точность во всем. У живописца имеется «четыре сокровища кабинета»: тушь и тушечница, кисти и бумага. Он должен равно виртуозно владеть «тремя совершенствами» - каллиграфией, живописью и поэзией, и немыслимо одно без другого в древнем свитке.

Живописных стилей у китайцев – два.
«Гунби» - «прилежная кисть», яркие, декоративные краски, тщательно выписанные контуры, обрисовывающие предметы и детали. Иногда его называют "стилем четких линий". Работа тонкая, трудоемкая, кропотливая.

«Сеи» - стиль «грубой кисти»: художник стремится не столько передать внешнее сходство предмета, сколько его внутреннюю сущность, «идею» цветка, птицы или бабочки. Рисунок лаконичен, не требует подготовительного наброска. Это импровизация, экспромт, обобщение, попытка передать через предмет собственные эмоции и настроение.

Отдавая себе отчет, что до изысканного мастерства древнего живописца нам так же далеко, как до самого Китая, все же пробуем ненадолго войти в роль. Рисуем трепетно, неспешно и вдумчиво, едва касаясь листа кончиком китайской кисти, тщательно выписываем каждый штрих замысловатых иероглифов, не скупимся на фантазийные печати, оживляющие состаренную акварелью бумагу.
92.40 КБ

В стиле «гунби» мы рисуем китайских драконов.

Рисованию предшествует получасовой «урок китайской драконологии». Изучаем причудливую анатомию канонического дракона: рога оленя, глаза демона, усы кошки, уши быка, морда верблюда, тело змеи, чешуя карпа, лапы тигра, когти орла…
Рассказываю древние предания о Нюйве - богине с телом дракона, сотворившей людей, о премудром Фуси, перехитрившем императора драконов Ван Луна, о том, как золотой дракон Гунь спас человечество от всемирного потопа…
О волшебной «умножающей» жемчужине, которую стерегут водяные драконы.
О молитве об урожае и дожде, которых ждут от божественных и добродетельных созданий.
О четырех стихиях, которые олицетворяют разноцветные драконы – красный (огонь), синий (вода), зеленый (земля) и золотой (небо).
Об императорской символике, новогодних бумажных драконах, праздниках драконьих лодок, посвященных поэту Цюй Юаню и еще много-много всего.

Мы совершаем виртуальное путешествие по императорскому Запретному городу, обнаруживая изображения драконов всюду: на лестничных всходах и карнизах крыш, потолочных балках и каменных парапетах, на фарфоре и бронзе, на шелковых одеяниях и спинках тронов…

Сказать, что народ увлекся не на шутку - не сказать ничего. Драконы с легкостью вылетали из-под их карандашей, свиваясь в спирали и петли среди языков пламени или кудрявых стилизованных облаков, оскаливаясь острыми клыками, обрастая усами, бровями и гривами, когтями и чешуей. Рисунки изначально предполагались яркими, иллюстративными, контурными – как картинки из мультфильмов. Такими и вышли.

Я сделала три «возрастных» подборки: по стихиям – огонь, земля, вода, небо

Самые маленькие, 6-7-летки очень старались, соблюдая канонические правила и цвета, подбирая подходящий антураж и аккуратно (как и положено в стиле гунби) выводя каждую чешуйку на спине дракона.
Драконы огня (Юдина Полина); земли (Бухонов Костя), воды (Аверьянова Катя), неба (Фронтова Настя).
139.52 КБ

Средние (8-9 лет) позволяли уже себе эксперименты с композицией, но не с каноном.
(Пирютко Ваня (дракон огня), Наджаф-Заде Ефим (земли), Каторкин Андрей (воды) и Михина Анфиса (неба).
172.90 КБ

Старшие (10-12) наплевали на канонические цвета и творили драконов собственной волей, оставляя им, впрочем, вполне китайский облик. (Кузнецов Илья, Якунин Паша, Кудрявцева Таня, Стукошина Настя).
156.63 КБ

Старшие студийцы уже готовят эскизы для картин маслом, а младшая часть студии поэкспериментировала еще и со стилем сеи в жанре «хуа-няо» - «цветы-птицы».

Это чистой воды экспромты, рожденные быстрой кистью в течение 20-25 минут после нашей виртуальной прогулки в мастерскую китайского живописца со всеми его «совершенствами» и «сокровищами», после знакомства с образцами всех жанров, с древними и современными картинами, с символикой растений и птиц.

Рисуем акварелью, на квадратном формате – «открыточно-благожелательном», как положено, китайскими кистями, не забывая про многозначительные «пустоты», оживляя их каллиграфией и печатями.

Бамбук, к примеру (особенно часто выбираемый мальчиками) - символ изящества, постоянства, хорошего воспитания, длительной дружбы, долголетия и цветущей старости.
Лейтланд Максим, 6 лет, Антонов Ваня, 7 лет.
59.82 КБ

Хризантема – символ мудрости и долголетия. Семилетки – тихая прилежная Крылова Саша и смешливая болтушка Ерохина Алена. Характер каждый девочки читается в этих немудреных картинках как в открытой книге!
49.86 КБ

Еще «хуа-няо»: Виноград – Кукунчикова Арина, 6 лет
Орхидеи – Манучарян Артем, 6 лет и Шевлякова Аня, 5 лет
Дикая слива мэйхоа – Синеглазова Вера, 7 лет.
102.18 КБ


Мы прощаемся с Китаем. В очередной раз выслушиваю упреки, что как-то мало получилось.
Впрочем, «японских» занятий все уже ждут с нетерпением.
Tags: Восток, Китай, студия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →