Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

  • Music:

Пейзаж "шань-шуй"

Эпиграф.
"Гляжу я на горы,
И горы глядят на меня.
И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая."

Ли Бо, 8 век.



Были мы в это воскресенье в музее Востока. Полюбовались бронзовыми Шивой, Кришной и Ганешей, заглянули в легендарные глаза богини милосердия Гуаньинь, восхитились шелковыми нарядами и крошечными туфельками, послушали сказки о бессмертных, небесных лягушках и волшебных персиках. А когда народ уже от усталости тихо сползал на пол, девушка-экскурсовод подвела нас к последней витрине, и дети вдруг завороженно притихли: исполненный рукой мастера, перед ними был в точности такой же свиток, какие недавно делали они сами.
Пейзаж в стиле "шань-шуй" - "горы-воды"
51.27 КБ

С беспредельными, теряющимися в туманной дымке вершинами, поросшими хвойным лесом, с прозрачными брызгами водопадов, изломами сосновых стволов и рекой, бурлящей под отвесной кручей. С крошечными фигурками людей, которые не покоряют и подавляют природу, а являются ее гармоничной частью, созерцая красоту и не причиняя вреда.

Некогда, две с половиной тысячи лет назад говорил об этом с соотечественниками старый мудрец Лао Цзы. А мы - совсем недавно, разглядывая старинные свитки.

Средневековые китайские живописцы проводили много времени среди гор и потоков, вглядываясь и запоминая, унося увиденное в своем сердце в тихие кабинеты. И там, растерев тонкую пластинку туши на резной тушечнице, окунув изящных форм кисть в нефритовый стаканчик с водой, они творили обобщенный образ безграничного и прекрасного мира.

Взгляд одновременно "лягушки" и "птицы" - снизу на горные вершины и сверху на речки, пагоды и мостики в низинах. "Высокие" и "низкие" дали, воздушная перспектива, тающие силуэты вдали и четкие очертания переднего плана.

Мы сегодня почти настоящие китайские живописцы. В тиши мастерской, под аккомпанемент гитары "чжэнь" и флейты "ди" (я раздобыла диск с аутентичной и совершенно волшебной китайской музыкой) мы так же творим образ природы, как за столетия до нас великие Го Си и Ван Вэй. И пусть наши стаканчики не из оникса, а тушь в обычных стеклянных банках, но резная китайская кисть ложится в руку легко, и привыкаешь к ней быстро, словно всю жизнь только ею и писал.

43.22 КБ

Традиционный китайский пейзаж - монохромный, оттенками черного по шелку или тонкой рисовой бумаге. Впрочем, существовала и живопись цветной тушью, я ее тоже показываю в "китайской" презентации (кто захочет, сможет сделать работу в цвете). Еще мы смотрим образцы каллиграфии и печатей. И - фотографии изумительных тамошних ландшафтов со скалами, обрывами, водопадами, ажурными мостиками и многоярусными пагодами. Запечатлеваем образы в своем сердце и... идем в мастерскую рисовать.

Формат для работы выбираем, понятно, узкий, вертикальный - половинка листа а3. Композиция выстраивается из головы на основе увиденного: горы - "высокие дали"; берега и обрывы среднего плана, деревья, мосты и мелкие детали переднего. Воды рисовать не нужно: если композицию строить "по-китайски", они появятся сами - на пустых пространствах листа. Когда рисунок в карандаше готов, "старим" бумагу с помощью акварельной заливки. Дальше - выбор техники: монохромная или цветная.

Малыши-шестилетки предпочитают цветную (слева направо: Куликова Полина, Лейтланд Максим, Попова Настя, Потрясаев Глеб): 79.87 КБ

Школьники помладше - тоже (Рубанова Аня, Кукало Наташа, Банников Вова).
88.02 КБ

Среди 6-7-леток нашлось лишь четверо героев, отважившихся на монохромный пейзаж. Покажу их всех: Манучарян Артем, Галкина Настя, Пирютко Паша. Четвертая работа - Вадькина, кривая и косая, зато "аутентичная".
100.15 КБ

Школьники 8-9 лет дружно выбирают монохромную технику. (Шмакова Катя (очень порадовал передний план - он полон жизни!); Михина Анфиса, Каторкин Андрей):
90.78 КБ

Ну а это самые старшие. Тут уже есть претензия на стильность. Слева направо: Щербина Настя, 10 лет; Якунин Паша, 11 лет; Кудрявцева Таня, 12 лет:
105.99 КБ

Кстати, если печати фантазийные либо с вписанными в них иероглифами типа "горы" и "потоки", то иероглифические надписи - это их реальные имена, найденные мною на замечательном сайте
"Китаист".
Иероглифы непростые, но справились даже маленькие.

И пожалуйста вам - самые последние рисунки с драконами (пока в карандаше) кое-где уже подписаны иероглифами-монограммами. Как я теперь пойму, чьи они???
Tags: Восток, Китай, студия
Subscribe

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Вопрос

    Хочу показать студийным детям средневековую Москву. Вот только за те шесть лет, что прошли с того времени, когда мы все это проходили, ситуация на…

  • Где мы были в воскресенье.

    Я сегодня попробовала еще пару фотохостингов: фликр меня просто выкинул, а на imgsrc.ru я пока с трудом разбираюсь, как грузить. Так что пользуюсь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Февральское "культпоходное"

    Взяла себя в руки и сподвигла на небольшой отчет об увиденном в феврале (самой же потом захочется прочесть и вспомнить). Правда, февраль куда меньше…

  • Вопрос

    Хочу показать студийным детям средневековую Москву. Вот только за те шесть лет, что прошли с того времени, когда мы все это проходили, ситуация на…

  • Где мы были в воскресенье.

    Я сегодня попробовала еще пару фотохостингов: фликр меня просто выкинул, а на imgsrc.ru я пока с трудом разбираюсь, как грузить. Так что пользуюсь…