Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Category:

Совсем учебное



Проработав в художественной школе много лет, я стала замечать интересную закономерность в детских учебных работах: как только меняется педагог, у всех учеников дружно и единообразно меняется манера рисунка. Особенно - в натюрмортах.

Почему? Секрет мне раскрыла коллега-художница. Отгадка оказалась простой: большинство педагогов, не мудрствуя, пишут порой часть рисунка за учеников, и даже, бывает, прописывают полностью - рукой мастера - всю работу поверх ученической. Она же все равно учебная, зато ребенок увидит и поймет, как правильно нужно писать!

А то, что потом рисунок будет висеть на выставке перед восхищенными взорами посетителей, и подпись под ним будет "Саша Иванова", а не "Саша Иванова и педагог - Лариса Петровна Сидорова", во внимание как-то не принимается. И пестрят детские экспозиции искусно выписанными, качественно сделанными, одинаковыми рисунками под разными фамилиями.

К чему я это?
А к тому, что у каждого маленького художника - своя неповторимая манера живописи, свой особенный почерк в рисунке, свое вИдение. И даже в таком "скучном" деле, как писание предметов с натуры.

* * *

Уже давно мои старшие студийцы просили поставить им натюрморт. Я делаю это крайне редко - раза два в год, предпочитая работы творческие или "скрыто учебные". Но просьбы надо выполнять, и я собрала два натюрморта "в русском стиле", в тему нашего курса. Для маленьких - попроще: кувшин для молока, горшочек для меда, репа, морковка, яблоки... Для старших - посложнее. Подсветку повесила - все как у "больших".

Честно показала на доске варианты построения композиции и каждого предмета в отдельности, рассказала все, что могла, про холодные и теплые рефлексы, падающие тени и блики и... предоставила детям морочиться с постановкой. По ходу дела подсказывала, как подобрать тот или иной тон, показать складку или поворот ткани, но от мольбертов старалась держаться подальше. Да это и несложно было, особенно у старших - когда вокруг одного натюрморта стоит двенадцать мольбертов, это то ли на лабиринт похоже, то ли на лес дремучий. Поди проберись к кому-то...

Маленькие дописали быстрее и, дожидаясь старших, успели сделать еще по одной иллюстрации к русской легенде о граде Китеже. Аккурат к концу января вся студия закончила свои натюрморты. Всех показывать не буду, смысла нет. Только самых маленьких и самых старших.

Маленькие - пяти-шестилетки.

Слева - работа Жени Найденовой. Шустрая, звонкая, активная, пишет быстро и резко, видит все по-своему.
Справа - пятилетней Лизы Гаркуши. Тихая, славная, старательная. "Лиза, почему горлышко кувшина внутри белое?" - "Там молоко". В горшочке, понятное дело, мед.

60,60 КБ

Работы девочек - многоцветные, искрящиеся бликами, фон - в нежных пастельных тонах, краски светлые.
У мальчишек все грубее, тяжелее, основательнее, но и реалистичнее, если этот термин вообще здесь уместен.

Слева работа Димы Чижова, справа - Оли Мастовых.
58,13 КБ

У моего Вадьки - первая в жизни работа с натуры. Четыре часа ребенок пыхтел над ней, не отрываясь от мольберта. Слушал мои объяснения так внимательно, как никогда не слушает дома. Стирал и перерисовывал. Перекрашивал. Зачем-то напоследок обвел кувшин светлым тоном. Да и репа больше на лимон похожа.
Но вышло намного лучше, чем я ожидала:

40,11 КБ


А вот старшие. Здесь разница в почерке становится гораздо заметнее. По рисунку можно читать характер и темперамент как по открытой книге. Показываю группе два рисунка: угадайте, где писал мальчик, а где девочка? Угадывают безошибочно.

Сверху - работа Лизы Атамановой, 10 лет. Немногословная, уравновешенная, из тех, кого "не видно и не слышно", за шесть часов работы не задала ни одного вопроса. Все предметы - мягких неясных очертаний, теплых тонов, "пушистая" такая пастель...

Снизу - Токарева Стася, 10 лет. Личность яркая и артистическая, вокалистка, пианистка, актриса. Шумная, порой даже громогласная. Резкие линии, контуры почти графичные, броские цвета, контрасты...

98,90 КБ

Работы моих одиннадцатилетних "любимчиков", из тех, кого надо бы отдавать на будущий год в художку, да жалко очень.

Сверху - рисунок Олеси Захаровой. Девушка флегматичная, уравновешенная, но смешливая, ироничная и вообще - себе на уме. Прирожденный интуитивный живописец, любой кусочек ее работы изумляет богатством тонов. Откуда такие цвета: розовые рефлексы у сита, голубые тени - непонятно. Она видит так...

Снизу - работа Паши Рыжкова. Этот парень мог бы уже подрабатывать, иллюстрируя книги, делая мультфильмы или компьютерные игры. Его рисунки графически отчетливы, он может писать предельно реалистично, до мельчайших деталей, но позволяет себе творческие вольности: изменить узор на кувшине по своему вкусу, перекроить складки драпировок...

90,08 КБ

Они давно готовы получать профессиональное художественное образование. У них есть для этого все: навыки, талант, выносливость, желание. Одного боюсь: не убьет ли железная закалка академического обучения - постановки, гипсы, копирование - вот эту самую индивидуальность?

Оттого и страшно отпускать.
Tags: студия, учебное
Subscribe

  • Репин

    Если что, на сайте Третьяковки сегодня открылась продажа билетов на выставку Репина:…

  • Вдруг кто-то знает...

    Что интересного (выставки и т.п.) сейчас в Питере (и открыто в понедельник). Еще про Рязань и Орел хотела бы спросить, но тут, как я понимаю, шансов…

  • На всякий случай спрошу.

    А кто-нибудь что-нибудь знает про нынешний театр на Таганке? Как там сейчас, не слишком авангардно? Мальчик воспылал желанием смотреть пьесы Шварца в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

  • Репин

    Если что, на сайте Третьяковки сегодня открылась продажа билетов на выставку Репина:…

  • Вдруг кто-то знает...

    Что интересного (выставки и т.п.) сейчас в Питере (и открыто в понедельник). Еще про Рязань и Орел хотела бы спросить, но тут, как я понимаю, шансов…

  • На всякий случай спрошу.

    А кто-нибудь что-нибудь знает про нынешний театр на Таганке? Как там сейчас, не слишком авангардно? Мальчик воспылал желанием смотреть пьесы Шварца в…