Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

Богатырская застава

«…Как во городе во Муроме,
Во селе-то Карачарове
Жил крестьянин Иван Тимофеевич…»

Русские былины рассказываются задушевно, размеренно и немного загадочно. Еще в позапрошлом веке знаменитые фольклористы-собиратели Сахаров и Афанасьев советовали родителям не читать древнерусских сказаний по ролям, не менять интонаций, только чуть повышать или понижать голос. Не нужно актерской игры, старинный текст сам делает свое дело – зачаровывает, завораживает.

Хочется послать благодарственную весточку на столетие назад двум чудесным людям - Васнецову Виктору Михайловичу и Билибину Ивану Яковлевичу, за то, что так по-разному проиллюстрировали те баснословные сказания: один – с реалистической дотошностью, второй – декоративно-сказочно.

Я показываю детям и их картины, и рисунки более современных художников – Соколовского, Кочергина, Константина Васильева. И фотографии нынешние, "реконструкторские". А еще – древние иконы-мозаики, ведь и на них немало «воинственных» святых, облаченных в те же богатырские доспехи – и Дмитрий Солунский, и Борис с Глебом, и Георгий-Змееборец, да и сам Михаил-архангел.

Старшим рассказываю и про князя Владимира, которому богатыри служили: о битвах его бурной молодости, о «дворцовых» интригах, о поисках нового бога для своей земли.
Но это лишь предисловие для знакомства с русскими былинами – великолепными памятниками нашей древней литературы, что и нынче легко читаются и неизменно вдохновляют на всяческое творчество.

О последнем - начну с самого забавного, на мой взгляд, рисунка: пятилетнего Игоря Ромайкина, который лишь недавно стал ходить на наши занятия. Гном-не гном, хоббит-не хоббит скачет боевым галопом среди гигантских грибов – но есть здесь и ритм, и игра красок, да и удаль молодецкая!
51.14 КБ

Даже выбирая одну и ту же композицию, мальчики и девочки видят былинного богатыря по-разному. А порой эти витязи до смешного похожи на своих маленьких авторов.
Слева рисунок Влада Тарасенко, 6 лет, справа – Гаркуши Лизы, 5 лет. Оба – гуашь.
97.49 КБ

Семи-восьмилетки более свободно чувствуют себя в построении композиции.
Слева: «Витязь на распутье» Пирютко Ваня, гуашь
Справа «Святогор» Шеметова Ира, гуашь
101.17 КБ

Встречаются работы, где безусловно ощутимо влияние Виктора нашего, Михайловича:
(Коклина Наташа, 8 лет, акварель)
62.63 КБ

Но есть и абсолютно оригинальное, нигде не подсмотренное:
(Ермолаев Никита, 8 лет, пастель, пастельные карандаши)
75.28 КБ

Некоторые упрямые девицы категорически не согласны рисовать ни воинов, ни оружие, ни вообще никаких мужчин. Не давлю, расширяю рамки темы. Возникают роскошные всадницы, мощные дамы в доспехах или хрупкие Василисы-Елены-Забавы, которых богатырям необходимо немедленно освобождать из всяческого плена.

Тут, возможно, сама княгина Ольга (автор – Сошенко Даша, 10 лет)
81.88 КБ

У старших разница между рисунками мальчиков и девочек – еще более заметная.
Не иначе как сам Добрыня Никитич в мирное время на рисунке Олеси Захаровой, 10 лет (слева) - добродушный и кроткий, к тому же - в идиллическом пейзаже; на рисунке Димы Туленкова, 10 лет – тот же Добрыня, но в схватке со Змеем, все выглядит напряженно, сумрачно, жестко. Оба – гуашь.
116.42 КБ

Со старшими попробовали еще один «учебный» прием – ракурсы, создающие эффект «низкого» взгляда. Не очень умело, с нарушением пропорций и соотношений, но эффект громадного могучего воина, вырастающего из-под земли и нависающего над нами, маленькими простыми смертными, все же получился.
Слева – рисунок Царьковой Светы, 11 лет (пастель), справа – Любина Никиты, 10 лет (акварель).
122.12 КБ

Вот уже и на пастель кое-кто решился. А в следующей работе будем пробовать с этим материалом уже всей студией работать.
Tags: Древняя Русь, Россия, студия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments