Валерия (lerabel) wrote,
Валерия
lerabel

Categories:

Сказочно-мифологическое. Часть вторая – школьники.

В одном из «славянских» сообществ я попросила как-то порекомендовать мне книги, подходящие для знакомства детей со славянской мифологией и сказками.
Кто-то посоветовал мне «Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьева.

Сей академический труд великого филолога и собирателя сказок, безусловно, не для детей. Для них – сказки, которые он собрал.
Но я толстый том осилила.

В нем очень настойчиво проводится параллель отношения к миру древних славян (которых Афанасьев почему-то упорно называет «первобытными») и маленьких детей.
С каждым новым столетием все меньше мироощущение взрослого человека напоминает детское, становится все более отвлеченным и премудрым.
Становится менее наивным, да. Но также менее светлым и добрым.

Замечали ли вы, как редко академические живописцы пишут на своих полотнах солнце? А ведь для древних славян (по Афанасьеву) это есть "каратель всякого зла… нечистой силы, мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия"...

На рисунках трехлетних малышей солнце царит безраздельно и жизнеутверждающе, перечеркивая лучами-стрелами все ранее нарисованное. Трехлетка не жалеет желтой и белой краски, и порой одного солнца ему кажется мало, появляется второе и третье, и больше…

К шести-семи годам у юных живописцев солнце начинает постепенно исчезать со все еще жизнерадостно-синего небосвода. Однако под его белыми облаками веселые зайки по-прежнему дружелюбно общаются с Колобками, а дед-да-баба восхищаются невиданными размерами высаженной репки.

Михина Анфиса, 7 лет. "Выросла репка"
56,76 КБ

Но все же в сказочных рисунках школьников, даже первоклашек, ночное небо - уже не редкость.
Пятницкая Диана, 7 лет "Хитрая лиса"
62,06 КБ

И чем объяснить, что восьмилетняя девочка-второклашка выбирает для сказочно-мифологической картины не благостную богиню любви Ладу, не легкокрылую виллу или изукрашенную самоцветами Василису Прекрасную в золотой короне, а инфернального Змея Горыныча?

Духа полевого с черным, как земля, лицом, пугающего мирных пахарей?

Бобряшова Виталина, 8 лет "Полевик"
60,24 КБ

Мифическое морское чудище, глотающее корабли?

Шеметова Ира, 8 лет "Чудо-юдо-рыба-кит"
49,95 КБ

Темное, сумеречное, ночное - на рисунках моих девчонок. В отблесках заката или в белых бликах луны. При неверном мерцании звезд.

Когда-то в древности вещая Баба-Яга охраняла вход в царство мертвых, на самом краю света. И подобна она была самой Морене – злобной богине смерти. Нынче не знает неразумная путница, случайно забредшая в лесную избушку на курьих ножках, что ждет ее у коварной старухи: накормит ли-напоит и наутро путь укажет? Или в печь прикажет полезать?

Кудрявцева Юля, 8 лет "У Бабы-Яги"
59,40 КБ

«Лобастами» или голубыми русалками по поверьям становятся девушки-утопленницы. В июньскую «русальную» ночь опасно приближаться к заросшему камышами старому пруду. Здесь водят хоровод полупрозрачные девы с голубой кожей. Их стоит опасаться – увлекут в омут, тоже сделают русалкой.

Атаманова Лиза, 10 лет "Русалка"
58,62 КБ

У прозрачной воды поет свои печальные песни вещая птица Алконост, и кто услышал ее однажды – и имя, и родных, и дом свой забудет.

Максимова Таня. 11 лет "Алконост"
75,67 КБ

А вот – мальчишки.

Песиглавцы, по легенде, некогда обитали на южных границах славянского мира. Люди истребили их племя, но изредка в сумерках нет-нет, да и мелькнет среди диких скал зловещий силуэт человека с песьей мордой.

Ермолаев Никита, 8 лет "Песиглавец"
68,39 КБ

Неласкова к людям чаща лесная ночной порой. Недоброе и болото илистое. На ветвях дуба прячется див – дух древесный, из вод грозит посохом седой болотняник, что может, монахом обернувшись, заговорить путника, увлечь в трясину…

Туленков Дима, 10 лет "Див и болотняник"
77,00 КБ

Где бедному непутевому древнему славянину искать покоя, как не в родной избе? Там обережет дедушка домовой, сохранит покой душевный и днем, и ночью. Жаркий огонь в родной печи поддержит Чур – человек-полено, а ласковая Дрема сладкие сны навеет…
Ан нет – подкинули люди недобрые на лавку чудинко соломенное. Лежит оно, пустыми глазами в потолок таращится, а хозяевам и невдомек – отчего работа в доме не спорится, дрова трещат так громко в ночи, пригорает хлеб и убегает молоко? Пока не найдут, не выбросят за ворота безобидную на вид куклу – не будет в доме лада.

Рыжков Паша, 11 лет "Чудинко"
66,67 КБ

И еще из Афанасьева:
«Если сказка и поражает нас своею невероятностью, то единственно потому, что мы утратили непосредственную связь с древними преданиями и их живое понимание.»

Дети – не утратили.
Tags: Древняя Русь, Россия, славяне, студия
Subscribe

  • О четвертом путешествии лета.

    Я выжила, вернулась почти целой, и это уже хорошо. Начать, пожалуй, стоит с того, что попали мы «как кур в ощип»… в спортивный водный поход.…

  • Третье путешествие лета.

    На прошлой неделе я поставила еще одну галочку в своем виш-списке, съездив на три дня в маленький город Гороховец, что во Владимирской области.…

  • С Дона (второе путешествие лета).

    Нынешнее, почти недельное путешествие, из которого мы с Вадькой вчера благополучно вернулись, в отличие от предыдущего, придумано вообще не мной.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • О четвертом путешествии лета.

    Я выжила, вернулась почти целой, и это уже хорошо. Начать, пожалуй, стоит с того, что попали мы «как кур в ощип»… в спортивный водный поход.…

  • Третье путешествие лета.

    На прошлой неделе я поставила еще одну галочку в своем виш-списке, съездив на три дня в маленький город Гороховец, что во Владимирской области.…

  • С Дона (второе путешествие лета).

    Нынешнее, почти недельное путешествие, из которого мы с Вадькой вчера благополучно вернулись, в отличие от предыдущего, придумано вообще не мной.…